«Малый» SAP сбавляет обороты в Петербурге

Если 2007 год у SAP в Северной столице прошел под знаком активизации в сегменте SMB и продвижения соответствующих систем, то сейчас наблюдатели рынка говорят о снижении активности игроков в данном секторе. Причины для этого – прекращение маркетинговой поддержки со стороны вендора, неадаптированная ценовая политика под особенности российского рынка и тяжеловесность решений. Хотя некоторые игроки продолжают положительно оценивать их перспективы на рынке Северо-Запада.

В 2002 году компания SAP задумалась о выходе на рынок малых и средних предприятий, и вскоре предложила здесь ПО All-in-One, созданного на основе системы промышленного класса SAP R/3. В 2005 году компания выпустила уже полностью самостоятельный продукт SAP Business One, локализованная версия которой была представлена на российском рынке в июне 2005 года. При этом партнерская сеть российского представительства SAP по данному ПО отличается – ее ведет отдельное подразделение разработчика, отвечающее за малый и средний бизнес.

SAP Business One позиционируется как эффективное, доступное и простое для внедрения решение комплексной автоматизации, которое удовлетворяет основным требованиям со стороны малых и средних предприятий с точки зрения учета и отчетности, логистики, сбыта и других направлений бизнеса. Ключевые особенности этой системы – сжатые сроки внедрения – 6-10 недель (включая предпроектное обследование и обучение пользователей), встроенная функциональность CRM. При этом, SAP Business One может использоваться как в качестве самостоятельного решения для среднего и малого бизнеса, так и в качестве структурной единицы в составе сложных информационных систем более крупных предприятий и сетевых структур. Средняя стоимость рабочего места SAP Business One, включая и лицензионную, и консультационную составляющие, составляет 2,5 - 3 тыс. евро.

В сегменте продвижения SAP для SMB (small&medium business) в Петербурге долгое время работала только компания SSBS. По некоторым данным до появления в Петербурге SSBS авторизацией по SAP Business One обладал лишь «Стерлинг Груп». В 2006 году в этом направлении активизировались «Ленвендо» (см. новость раздела «Автоматизация» от 23 марта 2007 г.)и USB (см. новость раздела «Автоматизация» от 9 октября 2006 г.). Также «малый» SAP назвали в качестве одного из перспективных направлений развития петербургские филиалы компаний «Ай-Теко» (см. новость раздела «Автоматизация» от 20 апреля 2005 г.), «Микротест» и «Софтлайн» (см. новость раздела «Автоматизация» от 30 марта 2007 г.).

В январе 2005 года SSBS объявила о заключении первого в регионе контракта на поставку и внедрение русифицированной версии продукта SAP Business One для ЗАО «Компьютерные системы «Акрополис» (см. новость раздела «Автоматизация» от 28 января 2005 г.). За 2006 год компания продала порядка 200 лицензий на сумму около полумиллиона евро. К моменту прихода компании на рынок Петербурга, специалисты SSBS говорили о готовности рынка Петербурга к появлению решений SAP для среднего и малого бизнеса. К тому моменту насчитывалось порядка 150 тыс. малых и средних предприятий, на которых только по официальным данным работало около миллиона человек. По направлению Business One у SSBS появилось еще несколько проектов – фирмы PDIT, Olencom Electronics, «Полихим», «АМОС Санкт-Петербург» (см. новость раздела «Автоматизация» от 18 мая 2005 г.), а по All-in-One – проект в ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ОАО «ТКТ», см. новость раздела «Автоматизация» от 21 октября 2005 г.).

Однако сейчас SSBS фактически свернула деятельность по активному набору клиентов, и, по данным spbIT.ru, просто сфокусировалась на поддержке уже существующих клиентов. Другие игроки громких анонсов в этой области за прошедший период не сделали. Например, на данный момент у «Ленвендо» пока только один завершенный проект для внешнего заказчика – договор заключен с неназываемой российско-австрийской компанией, занимающейся оптовыми поставками сырья. Напомним, что первым проектом по внедрению SAP Business One у этого интегратора стало ее внедрение в качестве собственной корпоративной системы. Что касается «Ай-Теко», то, по словам руководства ее петербургского офиса, компания на местном рынке не продвигает сейчас такие решения, и ориентирована больше на сотрудничество с Microsoft. У USB, по данным spbIT.ru, проектов на базе «малого» SAP так и не появилось. Также можно упомянуть, что, по данным spbIT.ru, проект по All-in-One в ОАО «ТКТ» прекращен, и сейчас там внедряется «большая» SAP ERP. В то же время, сама компания SAP в прошлом году провела достаточно крупную конференцию в Петербурге, посвященную ее решениям и инициативам для SMB (см. новость раздела «Автоматизация» от 24 мая 2007 г.).

Как отметил руководитель одного из игроков рынка, причин для снижения активности в этом сегменте несколько – в первую очередь, это прекращение маркетинговой поддержки со стороны вендора, а также неадаптированная ценовая политика под российский рынок и тяжеловесность решений. «Последняя при этом сопровождается соответствующей «тяжеловесностью» службы технической поддержки, которая может несколько месяцев отвечать на запрос», - отметил эксперт. Как в свою очередь отметил коммерческий директор компании «Ленвендо» Константина Ткаченко, сегодня большинство компаний ожидает дальнейших шагов вендора в направлении развития продукта, повышения маркетинговой активности, разработки более гибкой ценовой политики.

Отметим, что на федеральном уровне активные позиции в сегменте SAP для SMB удерживаются нескольким игроками, в частности, компанией Softline Solitions, которая сейчас занимает первые места в общероссийском рейтинге по количеству внедрений «малого» SAP (при этом, некоторые наблюдатели полагают, что для этого интегратора с точки зрения маркетинговой поддержки со стороны SAP было сделано исключение). На рынке Петербурга представительство Softline появилось в 2005 году. При этом, как рассказала директор по маркетингу компании Softline Solutions Ирина Галактионова компания не ощущает спада интереса со стороны заказчиков к продукции SAP для малого и среднего бизнеса. «По нашему мнению, петербургский ERP-рынок весьма привлекателен, обладает большим потенциалом, поскольку значительная часть компаний сектора SMB автоматизирована на базе самописных решений, которые не отвечают задачам и условиям современного динамично развивающегося бизнеса и стремительно усиливающейся конкуренции. Несколько компаний, которые работают с решениями SAP для среднего и малого бизнеса, непосредственно расположены в Петербурге. Однако многие из партнеров SAP работают на региональных рынках, не имея своего представительства в Петербурге, так же, как и наша компания. У нас существует мобильная группа сотрудников, которые осуществляют внедрение решений SAP в регионах», - продолжила г-жа Галактионова. Однако, конкретных проектов, реализованных в Петербурге на базе SAP Business One или All-on-One, в Softline Solitions не раскрыли.

Напомним, что потенциальным конкурентом для платформы SAP SMB выступают системы Microsoft Dynamics AX (ранее Axapta) и NAV (ранее Navision), а также решения отечественного производства («Компас», «Галактика»). При этом сейчас они тоже активно присматриваются к рынку средних и малых предприятий. В частности, в 2004 году «Корпорация «Галактика» выпустила на рынок два новых пакета – «Галактика-Старт» и «Галактика-Прогресс», которые ориентированы на малый и средний бизнес соответственно. (см., например, новость раздела «Автоматизация» от 21 октября 2004 г.).

Автор: Анастасия Худаш.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: интеграция, ERP-системы, SAP, ERP, автоматизация