Tele2 жаждет большего в России

Сотовый оператор «Tele2 Россия» подвел итоги своей работы за первое полугодие 2008 года, а также анонсировал планы своего дальнейшего развития. Основным достижением оператора за отчетный период стало то, что его его абонбаза в России приблизилась к отметке 10 млн человек. В планах компании намечено к концу первого полугодия 2009 года обслуживать 11 млн подписчиков в РФ.

В России компания Tele2 работает с 2003 года. Сейчас «Tele2 Россия» оказывает услуги мобильной связи стандарта GSM в 16 регионах: Петербурге и Ленинградской области, а также в Архангельской, Мурманской, Новгородской, Кемеровской, Ростовской, Омской, Нижегородской, Смоленской, Курской, Воронежской, Белгородской, Липецкой, Челябинской областях, в Удмуртской Республике и Республике Коми. Также компании принадлежат сети сотовой связи в Краснодарском крае и Адыгее. В конце 2007 года оператор получил лицензии на работу еще в 17 регионах РФ. Общее число жителей на территориях, где Tele2 обладает лицензиями, превышает 60 млн человек. Абонентами Tele2 в России на данный момент являются 9,485 млн человек (по состоянию на 30 июня 2008 года). Согласно данным аналитической группы AC&M Consulting (июнь 2008), Tele2 имеет наибольшую долю рынка в 4 регионах (Челябинск, Ростов-на-Дону, Омск и Воронеж). Исходя из данных агентства на конец июня этого года, доля оператора на российском рынке составляет около 5,5 %, а на таком насыщенном рынке, как Петербург, – около 13 %.

В конце прошлой недели представители компании – президент «Tele2 Россия», директор регионов «Россия» и «Центральная Европа», исполнительный вице-президент «Tele2» AB Донна Корднер и председатель правления «Tele2 Россия» Юрий Домбровский – раскрыли показатели работы «Tele2 Россия» за второй квартал 2008 года и анонсировали его ближайшие планы. В частности, как рассказала Донна Корднер, абонентская база оператора за этот период увеличилась на 606 тыс. человек (показатель за тот же период 2007 года - 778 тыс.). Операционная выручка во втором квартале 2008 года достигла $265 млн (во втором квартале 2007 года – $183 млн). Показатель EBITDA составил $94 миллиона ($60 миллиона долларов), а показатель маржи EBITDA увеличился до 36 % в течение второго квартала 2008 года (33 % - за тот же период 2007 года), что, по словам топ-менендера, было обеспечено в основном благодаря продолжающемуся росту операционных показателей в 16 регионах, где работают сети оператора. Компания пока не разглашает названия новых 17 лицензионных регионов «Теле2 Россия», однако раскрывает, что, по планам, работа в первых четырех из них начнется в первой половине 2009 года, во второй половине 2009 года к ним подключатся еще 5 регионов.

В течение второго квартала 2008 года «Tele2 Россия» продолжила инвестировать в развертывание сетей – в Краснодарском крае и в 17 новых регионах. Показатель EBIT во втором квартале 2008 года достиг $74 млн ($42 млн во втором квартале 2007 года). За отчетный период средний доход на абонента (ARPU) составил $9,5 ($8 в прошлом году).

По итогам первого полугодия 2008 года прирост числа абонентов «Tele2 Россия» составил 925 тыс. человек (по сравнению с 1,356 млн абонентов за тот же период 2007 года). Операционная выручка за указанный период достигла $507 млн ($347 млн – в первом полугодии 2007 года). Показатель EBITDA достиг отметки в $178,4 млн ($107,2), а показатель EBIT в – $137 млн ($68 млн). Выручка от операций в России в первом полугодии 2008 года составила около 26 % от всей выручки по группе Tele2 в сегменте мобильной связи. При этом текущее количество российских подписчиков оператора составляет более 50 % от численности всех мобильных абонентов компании в целом.

По прогнозам Tele2, в первом полугодии 2009 года общее число абонентов компании достигнет 11 млн человек, при этом ARPU в более долгосрочной перспективе достигнет отметки в $10. Показатель маржи EBITDA ожидается на уровне 35-40 %. Общие инвестиции в разворачивание сетей в российских регионах составят $8-12 млн операционных затрат в 2008 году и $82-98 млн капитальных. В 2009 году эти цифры выйдут на уровень $29-33 и $130-163 млн соответственно.

В продолжение темы о перспективах развития компании Донна Корднер рассказала, что главной задачей на сегодня явлляется достижение безубыточности в течение трех лет с момента запуска в коммерческую эксплуатацию новых сетей в регионах. «Особенности работы в каждом конкретном регионе могут влиять на сроки достижения этого уровня как в большую, так и в меньшую сторону. В долгосрочной перспективе доля рынка в новых регионах не должна значительно отклоняться от исторически сложившейся доли рынка, занимаемой Tele2. Наша компания продолжит изыскивать возможности расширения своей операционной деятельности в России как за счет получения новых лицензий, так и за счет дополнительных приобретений. Также мы будем рассматривать возможности выхода на рынки стран СНГ», - отметила г-жа Корднер.

По оценке председателя правления «Tele2 Россия» Юрия Домбровского, рост российского рынка телекоммуникаций в 2007 году составил 13,8 %. «Мы – сотовый дискаунтер, что привлекает людей с невысокими доходами, и сейчас все еще остаются те, кто не может позволить себе пользоваться мобильным телефоном, в частности, по причине высоких тарифов: бюджетники, студенты, пенсионеры. Среднее количество минут, приходящихся на одного абонента (MoU), в России меньше, чем в Европе, однако этот показатель постепенно растет. Кроме того, российские пользователи мобильной связи тратят только около 4 % своего дохода на телекоммуникационные услуги, что также существенно меньше среднеевропейского уровня», - отметил г-н Домбровский.

Также в планы компании вхходит продолжение реализации социальных программ, которых на сегодняшний день у компании около десяти, в разных регионах страны. Отметим, что в начале июля 2008 года Петербургское представительство «Tele2 Россия» и Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича объявили о начале финансирования проекта по созданию электронной библиотеки университета. В проект создания электронной библиотеки планируется вложить примерно 2,5 млн рублей. В рамках проекта в новом корпусе университета будет построено хранилище учебной и учебно-методической литературы по основным дисциплинам, читаемым в вузе, где также будут содержаться публикации его студентов, аспирантов и сотрудников. Информационные ресурсы новой электронной библиотеки университета будут доступны преподавателям и студентам через корпоративную сеть вуза и Интернет (см. новость раздела Tele2 от 10 июля 2008 г.).

Напомним, что и другие операторы сотовой связи подводят итоги своей работы. В апреле 2008 года МТС объявили финансовые результаты по US GAAP за 2007 год. Согласно консенсус-прогнозу, выручка компании выросла на 29 % - до $8,22 млрд. При этом чистая прибыль МТС увеличилась в два раза - до $2,156 млрд. Однако, по прогнозам некоторых аналитиков, в четвертом квартале «ВымпелКом» впервые сможет обогнать МТС по объему выручки в России. Выручка МТС в России составит $1,692 млрд, в то время как у «ВымпелКома» этот показатель достигнет $1,701 млрд. Ожидается, что в четвертом квартале МТС должны догнать «ВымпелКом» по темпам роста выручки (см. новость раздела «Сотовые операторы» от 16 апреля 2008 г.). По данным агентства AC&M Consulting, на конец июня МТС обслуживали в России 61,38 млн, «ВымпелКом» - 42,48 млн, «МегаФон» - 38,7 млн подписчиков при общем количестве сотовых абонентов 172,95 млн человек.

Автор: Анастасия Худаш.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: сотовые операторы, Tele2