Мобильный контент потяжелеет на $70 млн

В 2007 г. рынок мобильного контента вырастет до $420 млн. долларов - такой прогноз дали участники вчерашней конференции "Состояние и перспективы рынка мобильного контента". При этом основными драйверами станут брендованный контент, Java-игры и мобильная коммерция, считают контент-провайдеры.

По оценкам руководителя направления мобильных сервисов ИК "Финам" Дмитрия Смирнова, в 2007 г. российский рынок мобильного вырастет на $70 млн и достигнет $420 млн. Такую динамику обеспечат наиболее перспективные, по его мнению, сервисы: партнерские программы (Web, Wap – когда контент можно скачать через Интернет), комьюнити-сервисы и мобильная коммерция. Этот прогноз Дмитрий Смирнов озвучил на конференции, прошедшей вчера на интернет-сайте ИК "Финам".

"Вряд ли партнерские программы станут существенным драйвером", - возражает управляющий партнер I-Free Кирилл Петров. По его словам, их активно развивают лишь два игрока: "Ириком" и Playfon, и с появлением новых форм подачи контента эти сервисы будут постепенно вытесняться. "В частности, реклама, которая будет достаточно распространенным способом зарабатывания денег, будет мешать развитию партнерских программ", - полагает Кирилл Петров. I-Free возлагает большие надежды на мобильную коммерцию - она входит в число наиболее быстро развивающихся сервисов. Однако пока сдерживающим фактором выступает размер отчислений сотовому оператору за проведение платежа, сетует Кирилл Петров: "Сейчас оператор берет себе комиссию 30-40%, мы считаем, что нормальным был бы уровень 5-15%".

Между тем, если традиционные Java-игры по-прежнему популярны, то полифонические мелодии и картинки теряют пальму первенства, уступая mp3 и рингбэктонам, констатируют провайдеры. Сказывается дороговизна загрузки этого контента для абонента: при ощутимой цене на трафик и высоких лицензионных отчислениях стоимость мелодии достигает $5-6. Другое заметное изменение на рынке - растущий интерес пользователей к неэротическому контенту, особенно музыкальному и посвященному кинопремьерам, отмечает директор по развитию компании "Ириком" Марина Михеева. "Эротический контент составляет по-прежнему серьезную долю рынка, но его уже нельзя назвать превалирующим", - убеждена она. "Среди контентных услуг большой популярностью пользуется брендированный контент - с изображением звезд и фото с концертов", - вторит ей Татьяна Гореликова, руководитель группы маркетинговых коммуникаций Infon. При этом, по оценке Марины Михеевой, аудитория мобильных VAS-услуг - молодые люди в возрасте от 13 до 25 лет.

По мнению экспертов, потенциал роста мобильного контента ограничивается низким интересом пользователей к различным дополнительным сервисам. Представитель "Дилиа Интерактив" Дмитрий Шейнов считает, что сейчас количество пользователей мобильного контента в России не превышает 5 млн. Кардинально изменить ситуацию способно развитие 3G, причем лишь через 2-3 года после запуска сетей. "Думаю, что именно столько времени понадобилось на обучение абонентов и набор критической массы пользователей", - прогнозирует он. "Необходимо, чтобы проникновение 3G достигло 20% в абонентской базе, а это произойдет через 2-3 года после начала работы сетей третьего поколения, - соглашается Кирилл Петров. – Тогда спрос на музыку и потоковое видео будет очень высок и превзойдет то, что мы наблюдаем сейчас на рынке контента". Пока же доля VAS в ARPU сотовых операторов невелика. У МТС, например, она составляет 13-15%. "В первом квартале 2007 г. дополнительные услуги принесли сотовым операторам от 4 до 14% доходов", - говорит управляющий партнер ComNews Research Оксана Панкратова. По ее прогнозам, в 2007 г. появятся новые бизнес-модели в оказании контент-услуг - развитие мобильной рекламы и мобильной коммерции.

В расстановке сил на рынке мобильного контента существенных изменений не предвидится, считают игроки. По оценкам Дмитрия Смирнова, сейчас лидерами являются пять провайдеров: I-Free, Infon, "Ириком", "Информ-мобил" и Playfon. "Новые игроки могут появиться, но скорее среди средних", - полагает эксперт.
Анна Афанасьева

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, ПО, Кадры, Финансы, Web

Ключевые слова: