"Первый канал" продает программы оптом. Кабельные операторы переплачивать не хотят

"Первый канал" пересмотрел условия, на которых кабельные сети смогут получать права на трансляцию его программ. Теперь кабельщикам придется одновременно покупать лицензии на "Первый" и на его кабельные каналы. В пакет "Цифровое телесемейство" пока входят четыре канала - "Дом кино", "Время", "Музыка Первого" и "Теленяня", их продажа может увеличить годовую выручку "Первого" на $300 млн. Несколько операторов уже пожаловались на действия "Первого" в Ассоциацию кабельного телевидения России (АКТР).

В распоряжении Ъ оказались письма, направленные в АКТР тремя операторами кабельного ТВ - московской компанией "Мультирегион" (четвертый по величине оператор в России), петербургской "Спектр" и Ассоциацией кабельного телевидения Дальнего Востока. По словам представителей этих компаний, о том, что кабельщики обязаны покупать права на "Первый" и его кабельные проекты (производятся ЗАО "Первый канал. Всемирная сеть") пакетом, их известили в начале июля. "Ранее мы отчисляли 'Первому' несколько тысяч рублей в год,- рассказывает технический директор 'Спектра' Виталий Волхонский.- Теперь мы должны платить за каждый канал, полученный 'в нагрузку', из расчета $0,16 в месяц за абонента". По его словам, "Первый" требует обязательного заключения договора на пять лет, при этом каждый год сумма платежа увеличивается на 9%.

"Мы никого не заставляем покупать все наши цифровые каналы, у нас есть договора на 'Первый' с одним кабельным каналом или двумя, - возражает гендиректор "Первый канал. Всемирная сеть" Алексей Ефимов. - Если операторы хотят делать бизнес на 'Первом', который пользуется повышенным спросом у абонентов, то мы хотели бы участвовать в этом бизнесе вместо с кабельными операторами". "Большинство кабельных операторов нашей страны после кратковременного тестового просмотра, получив положительные отклики со стороны своих абонентов, с удовольствием включают каналы 'Цифрового телесемейства' в свои пакеты", - добавляет первый заместитель гендиректора компании Николай Дубовой.

Но операторы утверждают, что удовольствия от маркетинговой политики "Первого" не испытывают. Представители Ассоциации кабельного телевидения Дальнего Востока в своем обращении в АКТР называют действия "Первого" недобросовестной конкуренцией, а гендиректор "Мультирегиона" Сергей Дмитриев требует от АКТР "обратиться в государственные органы для решения данного вопроса".

Вице-президент АКТР Владимир Маковеев согласен с доводами заявителей: "К нам поступают сигналы от компаний, работающих на территории от Балтики до Тихого океана, по поводу попыток 'Первого канала' внедрить рецидив советской экономики - 'торговлю с нагрузкой'. Дескать, мы вам разрешим транслировать 'Первый канал', если вы задорого купите 'Теленяню' и весь пакет наших кабельных каналов". Господин Маковеев не исключил, что вопрос может быть решен в ходе переговоров с руководством "Первого канала", поэтому обращение в Федеральную антимонопольную службу не потребуется.

По оценкам АКТР, сейчас в России кабельным ТВ пользуется около 40 млн абонентов, при этом "Первый канал" из них смотрят почти 100%. Получается, что четыре дополнительных канала ежегодно могут приносить приносить телехолдингу до $300 млн, резюмирует гендиректор компании "Корбина Телеком" Александр Малис. "$0,64 в месяц за несколько не самых популярных каналов - очень дорого, учитывая, что в регионах абоненты платят $3-4 за кабельное ТВ,- считает он.- Операторы начнут показывать 'Первый' на нелегальных или полулегальных условиях, либо будут отстаивать право транслировать 'эфирную' версию отдельно и обратятся в ФАС". В ФАС вчера заявили, что еще не получали жалоб на действия "Первого" от операторов. "Но если факт навязывание услуги 'Первым' будет доказан,- заявил начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Константин Сеничкин,- предложение дополнительных каналов может быть признано нарушением ст. 10 закона 'О конкуренции'". "Доказать, что 'Первый' использует доминирующее положение на рынке или ведет недобросовестную конкуренцию, будет очень трудно. Ведь аналогичный контент предлагают и другие производители телепрограмм",- считает партнер юридической фирмы Beiten Burkhardt Виктор Наумов.
Валерий Кодачигов, Юлия Куликова

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Кадры, Финансы

Ключевые слова: