«Норвеком» стартовал. На глазах у министра

Позавчера, 22 февраля, в Петербурге стартовала выставка «Норвеком-2005». Крупнейшим событием этого дня стал визит министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана. Других ключевых отличий от прошлых выставок пока не наблюдается.

Напомним, что текущая выставка «Норвеком» проводится уже в 12 раз, и проходит с 22 по 26 февраля. В этом году она собрала более 150 компаний, которые разместили свои стенды на площади около 10 тыс. кв.м. Мероприятие открывала представительная команда, состоящая  из первых лиц отечественной телекоммуникационной отрасли во главе с министром информационных технологий и связи Российской Федерации Леонидом Рейманом. Напомним, что это первое его появление на «Норвекоме» за последние 4 года – несмотря на то, что его присутствие обещалось каждый раз, затем приезд отменялся. Правда, например, в прошлом году министр смог поприсутствовать на выставке виртуально – в режиме телемоста на презентации компании «Ростелеком», посвященной модернизации калининградского сегмента сети. Кроме того, «Норвеком-2005» открывали генеральный директор ОАО «Связьинвест» Валерий Яшин, который традиционно посещает петербургскую выставку, и генеральный директор ОАО «Северо-Западный Телеком»  Владимир Акулич. Со стороны города должна была быть губернатор Валентина Матвиенко, ее представлял вице-губернатор Валерий Тихонов. Также выставку запускали представитель президента РФ в СЗФО Илья Клебанов и президент ВО «Рестэк» Сергей Трофимов. Правда, похоже, что из-за присутствия министра, устроители «Норвекома» отказались от традиционной большой и подробной пресс-конференции, которая предваряла старт выставок в прошлые года. После открытия был устроен краткий пресс-брифинг с Леонидом Рейманом. Помимо ответов на традиционные вопросы о приватизации «Связьинвеста», выдачи лицензий 3G, лицензирования IP-телефонии, министр прокомментировал программу развития технопарков в стране, и сообщил, что один из них будет создан и в Северной столице на базе площадей Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций на проспекте Большевиков.

Как и в прошлом году, основные крупные участники выставки заняли оба этажа 4-го павильона. Крупнейший стенд – у компании «Северо-Западный Телеком», который занял чуть ли не половину 1- этажа. На ней компания представляет практически весь спектр своих услуг, которые она предлагает как частным, так и корпоративным клиентам, включая комплексные решения по телефонии, коммутируемый и выделенный доступ в Интернет, интеллектуальные сети связи, информационно-справочные услуги, услуги мультисервисной сети. На втором этаже павильона расположились дочерние компании холдинга «Телекоминвест». Самый большой стенд – у компании «МегаФон». Этот оператор основной акцент сделал на продвижение новых услуг, включая мобильное ТВ. Также здесь выставлены «ПетерСтар», который продвигает весь спектр услуг, от корпоративной телефонии до своего нового направления – домашних сетей,  «Вэб Плас», который рекламирует услуги ADSL, «Петербург Тразит Телеком», «СПиК» (торговая марка «Трубопровод»), «Национальные таксофонные сети», представляющие универсальный платежный терминал, производитель «НЭК Нева Коммуникационные системы» и т.д. Другие крупные стенды – у сети «Скай Линк», которая представляет новую технологию передачи данных EV-DO и ряд услуг, основных на ней, и «Межрегионального Транзит Телекома» в лице своей «дочки» компании «Нева-Лайн».

Во втором и третьем павильонах «Ленэкспо» расположились различные компании от системных интеграторов и производителей телекоммуникационного оборудования до компаний, представляющих на рынок аксессуары к мобильным телефонам. В частности, компании Alcatel, Lucent Technologies и Iskratel представили свои механизмы для перехода операторов на сети нового поколения NGN, о которых много говорилось на предваряющей выставку конференции «Инфокоммуникации: возможности и развитие» (см. выпуск новостей от 22 февраля 2005 г.). Свои решения представили и новые игроки рынка, в частности,  компания «Оранж Систем», которая вышла на рынок летом 2004 года. В сферу деятельности компании входит практически весь спектр интеграторских услуг – от консалтинга до построения мультисервисных сетей. Как рассказал корреспонденту spbIT.ru проект-менеджер компании «Оранж Систем» Олег Гавриков, своим участием в выставке интегратор решил анонсировать свой выход на рынок. «Сейчас у нас находятся несколько проектов в процессе согласования и реализации. Более того, несколько контрактов мы уже заключили и здесь, на «Норвекоме», - сообщил он. Еще один новый игрок, но в другом сегменте – мобильных аксессуаров – компания Fire. Этот московский поставщик тоже с помощью «Норвекома» решил заявить о себе на рынке Петербурга и Северо-Запада, но представители стенда посетовали на отсутствие их прямых конкурентов, таких как DeFine и InterStep.

В 3-м корпусе разместился стенд одного из крупнейших альтернативных операторов города – «Метрокома», который, таким образом, оказался в отдалении от своих коллег из 4-го павильона. Как сообщили представители этой компании, она планирует активизироваться на частном рынке, включая и домашние сети: «У нас построена волоконно-оптическая сеть, которая практически покрывает весь город с близлежащими пригородами и мы планируем выйти на рынок домашних сетей в ближайшие год-два. Практически вся техническая база для реализации такого проекта уже есть». Также «Метроком» установил на своем стенде таксофон, с помощью которого любой посетитель выставки мог позвонить в любую точку мира по тарифу «1 рубль – 1 минута».

Как уже писал spbIT.ru, за исключением «МегаФона» все GSM-операторы отказались от участия в выставке. Однако компания Tele2 все-таки изыскала возможность использовать «Норвеком» для своих промоакций. В частности, под эгидой «Все входящие бесплатно» компания доставляла желающих от станции метро «Приморская» до «Ленэкспо» и обратно. Также в 3 корпусе совместно с дилером «Вест Телеком» был установлен маленький стенд, на котором любой желающий мог приобрести «серебряный» номер за 150 рублей. Кроме того, на улице с регулярностью в полчаса организовывалась траурная процессия, которая хоронила гроб с дорогой сотовой связью. На нем были наклеены три SIM-карты с фирменными цветами «большой тройки» и надписью «Дорогая связь» на каждой (при этом Tele2 обошел здесь своим вниманием такого участника рынка, как «Скай Линк»).

Открытие «Норвекома-2005» предварялось конференцией «Инфокоммуникации: возможности и развитие». Вторник, 22-го февраля стал вторым завершающим днем мероприятия, по окончании которого участники отправились на выставку. Главной темой было развитие комплекса мультимедийных услуг телекоммуникаций и примеры аппаратных и программных механизмов создания и поддержки данных услуг. Так, компания IBM представила свое аппаратное решение, предназначенное для поддержки мультимедийных услуг в сетях сотовых операторов – платформу SPDE ADE. Она является модульной, и ее компоненты могут внедряться оператором по мере развития услуг. Платформа содержит модули поддержки контента, GPRS, мобильного офиса и др. Руководитель сектора телекоммуникаций IBM Global Services Алексей Шалюхин рассказал корреспонденту spbIT.ru о том, что SPDE ADE сейчас установлена у одного из крупнейших отечественных операторов связи, который тестирует ее в режиме работы мобильного офиса. Данный модуль может, в частности, с помощью рассылки сервера корпоративной почты пересылать корреспонденцию на телефон с помощью GPRS. Стоимость платформы не разглашается, но как удалось выяснить, оператору продаются лицензионные пакеты. Например, стоимость лицензии на модуль мобильного офиса для одного пользователя в Европе может варьироваться от $12 до $24.

Петербургский разработчик и поставщик биллинговых систем компания «Петер-Сервис» предложила свое CRM-решение. Основные возможности системы – персонификация абонента, история его контактов с оператором, анализ поведения абонента, что вкупе позволяет более тонко реагировать на его потребности. Основными особенностями функционирования систем CRM-класса у операторов мобильной связи, клиентские базы которых исчисляются 6-ти и 7-мизначными цифрами, является высокая динамичность рынка, большое число каналов общения с клиентом. Система компании интегрируется с биллингом оператора, и может как полностью интегрироваться с другими системами, уже действующими у оператора, так и работать автономно. CRM позволяет определить потребности клиента и согласно им предлагать определенные услуги определенным клиентам. Подобная персонификация клиентов, кстати, представлена в новых тарифах «МегаФона» – «Индивидуальный» и «Скай Линк» - «Выбор» (см. выпуск новостей от 1 февраля 2005 года).

Московская компания «Светец» представила программное решение для составления пакетов услуг, написания их сценариев и тарификации. Компания продвигает на рынке единую политику работы по внедрению своего ПО и консалтинга телекоммуникационного бизнеса. «Основным нашим партнером на телекоммуникационном рынке является «Связьинвест» и наше участие в конференции можно назвать взглядом на рынок Северо-Запада, на котором из реализованных проектов у нас есть лишь Калининград», - отметила директор департамента маркетинга и PR компании «Светец» Наталья Лыкова.

При этом, операторы готовы внедрять новые услуги. Во второй части сессии выступил заявленный еще на 21 февраля руководитель агентства J’Son&Partners Карл Йоханнессон, который отметил нарастающую инвестиционную привлекательность рынка телекоммуникаций России, приведя пример прироста рынка с 0,9% в 2000 году до 2,3%  в 2004, что конечно не является большим показателем, но явно указывает на прогресс.

«Я могу оценить это мероприятие, как среднее, но дело не в его организации или темах докладов, а в том, чего здесь искала наша компания. Нас интересовали в основном технические инструменты решения определенных проблем, а докладчики в основном предлагали софт и финансовые инструменты. Но такие мероприятия необходимы, и я вынес много положительного для нашей компании. В Латвии рынок уже готов к внедрению новых услуг, и есть операторы, которые постепенно наращивают комплекс своих предложений», - отметил технический директор компании TG SIA (Латвия) Игорь Терпанов.

Автор: Виктор Логинов, Александр Янкевич.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: