Смотреть или не смотреть: видеопиратство в России набирает обороты

Почти в полтора раза увеличился в Сети объем пиратского контента по сравнению с уровнем прошлого года, сообщает «Яндекс». «Газпром-медиа» также отмечает рост пиратства во втором квартале 2022 года, озвучивая цифру 25%. Преимущественно объектами воровства становятся зарубежные новинки и эксклюзивы. Легальные сервисы активно блокируют ссылки на неправомерно размещенные объекты авторского права. Однако на фоне усиления позиций пиратских сайтов обычные пользователи начинают интересоваться ими для удовлетворения и других поисковых запросов.

В компании «Яндекс», удаляя ссылки на нелегальный контент в рамках антипиратского меморандума, подсчитали, что за три летних месяца 2022 года было изъято из поисковой выдачи около 9,1 млн ссылок против 6,4 млн за аналогичный период прошедшего года. Меморандум, действующий с 2018 года и продлеваемый компаниями ежегодно, обязывает «Яндекс» удалять ссылки на пиратский контент, отправляя их в реестр нелегально размещенного контента.

«Газпром-медиа» также отмечает увеличение числа ссылок, которые приходится блокировать – за второй квартал их стало больше на четверть, до 1,64 млн. В это количество вошли и ссылки, заблокированные во внесудебном порядке, согласно антипиратскому меморандуму, а также ссылки, блокировка которых осуществлялась по решению Мосгорсуда после исков холдинга. В «Газпром-медиа» предполагают, что и в третьем квартале спада пиратского контента не предвидится.

Онлайн-кинотеатры не дают собственной статистики, однако акцентируют внимание на то, что пираты преимущественно выбирают зарубежную продукцию.

Эксперты отмечают, что пиратство в особенности возросло в направлении контента ушедших из России платформ – того же Netflix, например. Наибольший интерес у пиратов вызывают голливудские новинки, а также эксклюзивы площадок Запада. И, хотя контроль вырос, пиратство продолжается, так как их сайты регулярно меняют названия.

Кроме того, побочным эффектом от нелегального использования зарубежного контента становится лояльность пользователей к пиратским ресурсам в целом. Много лет российские пользователи постепенно привыкали к платным подпискам на фильмы. Когда гайки были закручены достаточно сильно, пользователи готовы были платить за сервисы, предоставляющие им доступ к разнообразному контенту. Но теперь выбор встает между тем, чтобы платить за доступ к ограниченному ряду видеопродукции и получать существенную часть бесплатно, или получать бесплатно практически всё, но нелегально. Руководство онлайн-кинотеатров делится переживаниями, что защищать контент становится всё сложнее, так как пиратские конгломерации усиливаются.

Эксперты уточняют, что даже в 2021 году, когда ещё почти всю продукцию можно было просмотреть или прослушать по подписке на законных основаниях, около 48% пользователей (почти половина!) обращались к пиратским ресурсам, если не находили легальную возможность посмотреть фильм.

С учетом отзыва лицензий на показы западных новинок у «живых» кинотеатров и их онлайн-коллег, скорее всего, в ближайшие пару лет рынок пиратского контента продолжит рост. Участники рынка подчеркивают, что для борьбы с этим явлением в среде российского кинопроката необходимо бороться так же и с распространением нелегальных зарубежных продуктов киноиндустрии. Особо беспокоит игроков рынка проникновение большого количества пиратского контента в соцсети и мессенджеры.

Более того, любые инициативы, бюрократизирующие работу официальных ресурсов, срабатывают пиратам на руку – например, требование маркировать рекламу для отслеживания всех взаимодействий с ней и необходимость сдавать отчеты по рекламным объявлениям.

Принудительное лицензирование продукции зарубежных поставщиков, официально ушедших из страны, теоретически решил бы вопрос с правами прокатчиков и легализацией контента. Однако многие представители онлайн-кинотеатров и других игроков медиасферы высказывались против такой инициативы, так как она может повлечь за собой нарушение международных правовых норм и окончательный разрыв отношений с зарубежными партнерами. По их мнению, такие инициативы должны быть тщательно продуманы и обоснованы с точки зрения всех юридических тонкостей.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Web

Ключевые слова: Яндекс, авторское право