Частные моменты помешают Ozon: запуск сервиса частных объявлений под вопросом

Сайт Ozon запустил сервис частных объявлений в Ростове-на-Дону и готовится расширить географию сервиса до всех городов России, однако поправки к законам «О рекламе» и «Об информации» могут помешать ему это сделать. Эксперты считают, что в свете экономической ситуации в России запуск данного сервиса был бы актуален для граждан.

На сайте Ozon помимо маркетплейса запущен в тестовом режиме сервис частных объявлений, стало известно изданию «КоммерсантЪ». Об этом Ozon сообщал в письме, направленном в Минэкономики 6 июля, где также были высказаны предложения по поправкам к закону «Об информации». Поправки, внесенные в начале июня Антоном Горелкиным, зампредседателем комитета Госдумы, призывают ввести ограничения по доле иностранных собственников в сервисах объявлений до 20%.

Раздел «Объявления» уже доступен для жителей Ростова-на Дону, его использование стало возможно с 3 августа, в дальнейшем компания планирует запустить его во всех городах России.

Размещать объявления в новом разделе сайта смогут не только частные лица, но и продавцы Ozon, если захотят поставить товары по уценке. У каждого объявления можно разместить фото, демонстрирующее состояние товара. При этом в общей выдаче каждое объявление будет встроено в качестве отдельного виджета. Доставка по частным объявлениям пока не осуществляется, размер вложений в проект не озвучивается компанией.

В письме, направленном компанией Ozon в министерство, говорится о том, что принятие поправок в обсуждаемом варианте будет означать или необходимость прекращения всей деятельности компании Ozon, или как минимум, закрытия только что открытого классифайда, что приведет к «значительному усугублению текущих экономических проблем как для самой компании, так и российских граждан».

Помимо поправок к закону «Об информации», в начале июля были внесены поправки в закон «О рекламе», а уже 15 июля законопроект был принят в первом чтении. Согласно новым поправкам, управление классифайдами и всеми рекламными экранами должно быть передано единому оператору, во избежание ущерба от кибератак.

Госорганы, а также множество владельцев классифайдов, в число которых вошли Avito и «Юла», отмечали, что данные поправки могут привести к монополизации рынков, и выступили против их принятия. Однако в Госдуме настаивают, что монополизации не произойдет.

Эксперты предполагают, что даже в условии принятия соответствующих поправок профильные сервисы продолжат свою работу. Но при этом нет понимания, как именно будет осуществляться их деятельность, поскольку до появления подзаконных актов все участники рынка будут испытывать чувство неопределенности своего положения. Из настоящих формулировок проекта поправок к закону «О рекламе» следует, что операторов классифайдов может быть несколько, основной критерий – отсутствие иностранного участия, отмечается экспертами. В данном контексте Ozon, имеющий головную структуру, зарегистрированную на Кипре, не сможет заявиться в качестве оператора, а запускать сервис, не имея возможности им управлять по причине изменения правил регулирования, достаточно рискованно.

Экспертами также отмечено, что в последнее время нередки законопроекты, нацеленные на регулирование отдельных типов интернет-сервисов, при этом применяемые к ним требования могут превышать общее регулирование в контексте закона «Об информации», что, по их мнению, не является оправданным и может привести к закрытию большого количества крупных сервисов, принадлежащих публичным компаниям.

Правда, по мнению аналитиков, запуск дополнительного раздела не потребовал от Ozon чрезмерных инвестиций. По оценке специалистов из «Финам» и «Infoline-Аналитики», разработка не должна была превысить 25 млн руб..

Эксперты рынка полагают, что открытие очередного классифайда на базе маркетплейса можно было ожидать – из-за введения санкций многие товары пропадают из открытой продажи, в то время как остается возможность выставить их в качестве товара в рамках частных объявлений. Так, например, на популярном за рубежом сервисе Amazon имеется возможность покупать не только новые, но и подержанные товары. С учетом того, что Ozon во многом копирует этот сервис, неудивительно, что и эта идея нашла отклик. Маркетплейсы заинтересованы в том, чтобы клиентам, по возможности, не требовалось переходить на другие сайты для каких-либо покупок, поэтому создают те разделы, которые уже есть у конкурирующих организаций.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: электронная торговля, интернет-магазин, Ozon