Уровень возврата денег жертвам мошенников снизился почти вдвое

В 2021 году банковские клиенты впервые перевели друг другу более 1 триллиарда рублей. Из них 13,5 млрд руб. украли мошенники. Банки вернули пострадавшим только 6,8%, и это худший показатель минимум за два года.

В 2021 году мошенники украли у банковских клиентов 13,5 млрд руб., совершив более 1 млн несанкционированных переводов с банковских карт и счетов. Из этих средств банки смогли вернуть пострадавшим только 6,8%, или 920,5 млн руб. Уровень возврата падает второй год подряд на фоне роста хищений, показывают данные из обзора Банка России о мошеннических операциях в 2021 году.

В 2020 году банки вернули клиентам 11,3% от всего объема украденных мошенниками денег — это 1,1 млрд руб. В 2019 году — 14,6%, или 935,9 млн руб. До 2019 года регулятор не раскрывал годовые данные по возвращенным денежным средствам.

В 2021 году число и объем мошеннических переводов выросли на 33,8% и 38,8% соответственно по сравнению с показателями 2020 года. Доля мошеннических переводов в общем объеме операций по переводу денежных средств в 2021 году составила 0,00130%. Это значение не превышает допустимую ЦБ долю мошеннических операций в 0,005%, но выше показателей 2020 и 2019 годов — 0,00117% и 0,00089% соответственно.

Рост переводов без согласия клиентов ЦБ объясняет активным развитием новых дистанционных платежных сервисов и ростом объема денежных переводов. Всего за 2021 год граждане с помощью платежных карт, Системы быстрых платежей и иных электронных средств платежа впервые перевели друг другу более 1 триллиарда рублей. За год эта сумма увеличилась на 28%.

Эксперт компании «Газинформсервис» Григорий Ковшов рассказал в каком случае похищенные мошенниками деньги не удастся вернуть:

— Если какая-то сумма была украдена с банковского счета, достаточно написать соответствующее заявление на ее возврат в кредитную организацию. Банк будет обязан вернуть всю украденную сумму, если только владелец счета под воздействием методов социальной инженерии лично не перевел средства мошеннику или не передал информацию, позволяющую совершить эту операцию, например, код из СМС.

Напоминаю о главном правиле в разрезе прогрессирующих методов социальной инженерии – никогда и никому не сообщайте данные своей банковской карты. Помните, настоящий сотрудник банка не будет просить у вас такую информацию, так как ему достаточно вашей ФИО, чтобы посмотреть ее в базе и последних четырех цифр номера банковской карты.

Как похищают деньги с карт

  • «Основным инструментом злоумышленников для хищения средств осталось использование приемов и методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение», — говорится в отчете ЦБ. Доля таких операций составила 49,4% против 61,8% годом раньше.

  • Основной объем средств был похищен у физических лиц — 12,1 млрд руб. Остальные 1,4 млрд руб. украли у компаний. Средняя сумма хищения, совершенного с использованием приемов и методов социальной инженерии, у граждан составила 11,8 тыс. руб., у юридических лиц — 349,6 тыс. руб. (годом ранее — 11,4 тыс. и 347,8 тыс. руб.).

  • Больше всего мошеннических операций (742,3 тыс.) было совершено при оплате товаров и услуг в интернете. Таким способом мошенники похитили у россиян 4,1 млрд руб., в среднем — 5,6 тыс. руб.

  • Мобильные приложения и личные кабинеты на сайтах банков становились мишенью мошенников более 204,6 тыс. раз, доля социальной инженерии составила 78%. Так мошенники смогли украсть 6 млрд руб., средняя сумма одной операции — 29,4 тыс. руб.

  • Более 1,9 млрд руб. было похищено через банкоматы или терминалы. Это превышает показатель 2020 года почти в 2,5 раза (740,6 млн руб.). В этом случае мошенники обычно убеждают свою жертву воспользоваться банкоматом, чтобы снять деньги со своей карты, а затем также через банкомат пополнить карту мошенника. Средняя сумма таких операций составила 23,5 тыс. руб.

Какие сценарии используют мошенники

«Сценарии звонков злоумышленников практически не изменились. По-прежнему использовались звонки от специалистов якобы «службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и «Центрального банка», автоинформаторов и роботизированных помощников», — говорится в отчете ЦБ. Всего за 2021 год регулятор инициировал блокировку 179 тыс. телефонных номеров, с которых мошенники звонят банковским клиентам.

Фишинговые сайты в большинстве случаев подделывались под сайты действующих банков для получения персональных сведений пользователей или данных для входа в онлайн-банк, а также информации по банковским картам. Также злоумышленники активно использовали сайты с информацией о возможности получения компенсационных выплат от государства или о возможности заработать денежные средства за прохождение опроса, теста и т.п. «Актуальным направлением в 2021 году стали поддельные сайты известных маркетплейсов, магазинов по продаже электроники, бытовой техники, компьютеров и т.д.», — отмечается в отчете.

В прошлом году ЦБ направил в адрес регистраторов доменов информацию о 6,2 тыс. интернет-ресурсов, которые используют мошенники. Это на 19% меньше, чем годом ранее (7,6 тыс. ресурсов).

Евгения Чернышова

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Финансы, Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, мобильное мошенничество, Газинформсервис