Консалтинг по-русски: продажа российского подразделения Accenture

После заявления глобальной консалтинговой компании Accenture об уходе с российского рынка, её российское подразделение выкупило его руководство. Это поможет сохранить рабочие места и продолжить компании оказывать услуги в России и Казахстане, но уже под новым брендом. Такой ребрендинг может помочь сохранить внутренние негласные связи в компании, не имея проблем с санкциями, а также устранить финансовые риски, связанные с особенностями ведения бизнеса в РФ.

Заявление Accenture, входящей в топ крупнейших консалтинговых компаний, об уходе из России, прозвучало 3 марта. Как и у многих других западных компаний, в качестве причины ухода была названа спецоперация, проводящаяся Россией на территории Украины. По прошествии большого количества «напряжённых переговоров», решение о сделке  удалось согласовать, ещё три недели обсуждались условия покупки. По данным источника издания «КоммерсантЪ», компания должна сохранить в России юрлицо, а также инфраструктуру, активы, экспертизу и проекты. Гендиректор Вартан Диланян также продолжит свою деятельность в той же должности.  

Компания планирует не только сохранить основные аспекты деятельности, но и развить новые направления, которые могут стать актуальными в современных условиях – связанные с цифровизацией российской экономики.

Сделка по продаже бизнеса в Россию с одной стороны, позволит Accenture не иметь проблем с позицией регулятора в отношении антироссийских санкций, а с другой – избавиться от рисков, относящихся к лицензиям на экспорт и стоимости администрирования российского подразделения.

Поскольку официальная стоимость сделки не была озвучена, эксперты позволяют себе предположения о том, что продажа была проведена чисто формально, по минимальной цене. В качестве аргументов приводятся выгоды головного предприятия от подобной продажи – возможность использовать по неофициальной договоренности российских сотрудников компании для реализации других иностранных проектов, к примеру, в Азии, а также гипотетическая возможность обратного выкупа российского предприятия при более благоприятных политических обстоятельствах.

Выручка Accenture в России по итогам 2021 финансового года составила порядка $120 млн. Чистая прибыль за 2021 год в мире – $5,99 млрд. (по данным Tadviser).

Реальная стоимость компании в текущих условиях может снижаться по причине того, что основной деятельностью в России была интеграция решений SAP, Microsoft, Oracle и других зарубежных компаний, приостановивших или прекративших работу на российском рынке. Перестройка под внедрение импортозамещающих продуктов навряд ли позволит сохранить былые объемы продаж.

Для российских сотрудников компании с начала марта стоял вопрос о том, как и где они смогут продолжить свою работу. По данным самой компании, на территории РФ и Казахстана было трудоустроено 2,3 тыс. сотрудников. Территориально они располагались в Москве, Твери, Ростове-на-Дону, Алматы и Нур-Султане. В статье Tadviser о российском подразделении Accenture  есть информация о том, как компания уходила с рынка. Несмотря на то, что, по словам одного из российских сотрудников, увольнение происходило «на хороших условиях», в качестве альтернативы Accenture предлагала российским специалистам откликнуться на вакансии компании, размещенные в других странах. Для этого желающим пришлось бы пройти полный цикл трудоустройства: откликнуться на вакансию, прислав резюме, пройти ряд собеседований и интервью с работодателем и, в случае принятия решения о найме, самостоятельно собрать необходимые документы для принятия на работу.

Выкуп российского подразделения значительно упростит жизнь тем сотрудникам, которые ещё не успели согласовать своё трудоустройство в иных странах, учитывая, что процесс мог занимать достаточно длительное время. Сбор и оформление документов вместе с прохождением всех согласований мог бы занять от нескольких недель до нескольких месяцев, а компания не гарантировала дополнительного содействия на каком-либо этапе.

После начала спецоперации в России приостановили или прекратили свою деятельность и другие западные консалтинговые компании, в числе которых McKinsey, BCG, «Делойт» и PwC. Так, в «Делойт» уже 7 марта стало известно, что российская часть компании прекращает принадлежать международной сети с тем, чтобы продолжить оказывать услуги в России и Белоруссии как самостоятельная организация. PwC пошла по тому же пути, выйдя из состава глобальной организации, и продолжив работу собственным штатом сотрудников, составляющим 3,7 тыс человек на 11 городов России. EY (Ernst & Young) и KPMG также решили санкционный вопрос выделением российского подразделения в отдельную организацию.

За время, прошедшее с начала спецоперации, бизнес на территории России приостановили такие компании, как Apple, Cisco, Intel, Samsung и многие другие. На ICT-Online.ru опубликован материал о том, какие компании уходят из России.

 

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: консалтинг, Axenix (Accenture), Новости Спецоперация на Украине, Санкции в ИТ сфере