Онлайн-кинотеатры рискуют отправиться в прошлое

Рос­сий­ский ры­нок он­лайн-ки­нотеат­ров в том ви­де, как мы его знаем, пе­рес­та­нет су­щес­тво­вать. Эти пло­щад­ки бу­дут по­казы­вать "Прик­лю­чения Бу­рати­но" и дру­гой оте­чес­твен­ный кон­тент бес­плат­но и, как преж­де, за­раба­тывать на рек­ла­ме. Это прои­зой­дет из-за от­то­ка ин­весто­ров, а так­же рас­цве­та пи­рат­ско­го кон­тента, что явит­ся следс­твием ан­ти­рос­сий­ских сан­кций.

К такому выводу пришли аналитики и эксперты, оценив российский рынок онлайн-кинотеатров.

В начале марта 2022 г. американский онлайн-кинотеатр Netflix прекратил работу в России, а также приостановил совместные проекты с российскими кинематографистами. Одновременно Россию покинул украинский онлайн-кинотеатр Megogo. Кроме того, 1 марта американские мейджоры — Disney, Warner Bros. и Sony Pictures — сообщили, что отменяют прокат новых фильмов в России, объяснив это спецоперацией России на Украине.

Пресс-служба "МегаФона" сообщила ComNews, что "МегаФон ТВ" продолжает стабильно работать. "Весь контент на нашей витрине остается без изменений. Netflix и Megogo никогда не были представлены у нас. Поведение зрителей в последнее время изменилось: на 30% выросли просмотры телевизионных каналов и несущественно, но снизилось смотрение сериалов", - прокомментировала пресс-служба компании.

Пресс-служба "Ростелекома" (владелец онлайн-кинотеатра Wink) сообщила, что оператор внимательно следит за развитием ситуации и находится в постоянном контакте с правообладателями. Но от более детальных комментариев представители компании пока воздержались.

В мае 2021 г. онлайн-кинотеатр ivi сообщил, что привлек инвестиции на $250 млн. Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицин уверен, что $250 млн в онлайн-кинотеатр на маркетинг, борьбу с пиратами и закупку свежих голливудских хитов в этом году зарубежные инвесторы вкладывать больше не будут, российские - тем более. В ivi ответили, что не комментируют сложившуюся ситуацию.

"В условиях отказа издателей предоставлять контент онлайн-кинотеатры с самыми невозмутимыми инвесторами могут представить новую стратегию и рассчитывать на следующий раунд инвестиций, - считает Леонид Делицын. - Остальным следует думать не столько о развитии, сколько о радикальном урезании издержек, подобном тем, которые провела AirBnB. В 1967 г. сельский киномеханик вполне управлялся с сеансами "Фантомаса" в одиночку. Поэтому можно предположить, что у наших онлайн-кинотеатров, инвестиции в некоторые из которых превышают четверть миллиарда долларов, есть отличные возможности для урезания издержек. Если, конечно, найдутся желающие заниматься таким бизнесом не за четверть миллиарда долларов, а за тот объем средств, который будет доступен сейчас. Что поставит на полку магазин, в который не привозят Coca-Cola? Кроме того, встает вопрос о пиратах. Сейчас будет сложно изыскать ресурсы для борьбы с пиратством. Если тот же самый контент будет доступен у пиратов, то онлайн-кинотеатрам придется предоставлять что-то, помимо контента. Продавать поп-корн и колу они не могут (Cola тоже отказывается от сотрудничества). Скорее всего, это будут "Буратино" и "Байкал". Вот и онлайн-кинотеатры будут показывать "Приключения Буратино" и "У озера" бесплатно и зарабатывать на рекламе".

По мнению Леонида Делицына, на инвесторов онлайн-кинотеатров сильнее всего повлияет не столько уход западного контента, сколько отсутствие перспективы продать долю в онлайн-кинотеатре на IPO в США или каким-нибудь иным путем. "Продаться стратегу, уже обладающему онлайн-киноактивами будет невозможно, поскольку такому стратегу проще подождать, пока конкуренты закроются. А будут ли крупнейшие независимые кинотеатры продолжать свою деятельность без привычного уровня финансирования, неясно. Те, которые уже стали частью экосистем будут работать, как раньше, просто будут показывать российские и советские фильмы и фильмы из тех стран, которые не возражают. Однако фильмам из других стран нужен маркетинг. К примеру, нигерийский кинорынок - кажется, третий в мире по размеру после США и Индии. Наверняка там есть свои хиты, свои Джеймсы Бонды и мелодрамы, но чтобы наш зритель начал за них платить, нужно сперва, чтобы их издатели вложились в маркетинг этого контента у нас. А они могут и не счесть наш рынок достаточно перспективным. - комментирует аналитик. - Количество пиратского контента останется тем же самым, поскольку у пиратов есть весь контент. Но демонстрировать его станет легче, если намеки государства на то, что ему не до пиратов, воплотятся в реальности. На рынок онлайн-кинотеатров упрощение доступа к пиратскому контенту повлияет так же, как бесплатный браузер Internet Explorer на браузер Netscape, который стоил $40. Рациональные пользователи, у которых нет сентиментальной привязанности к онлайн-кинотеатру, будут смотреть пиратский контент и не будут покупать платный. Иными словами, того, что называлось рынком онлайн-кинотеатров, не станет".

Независимый эксперт Вадим Плесский отметил, что онлайн-кинотеатры оказались в очень непростой ситуации. "Первая "санкционная волна" их не накрыла, но сейчас уже очевидно, что следующие волны могут "смыть их насовсем". Правительство США и стран ЕС заняли позицию по "принуждению к желаемому результату". Наиболее точное описание происходящего - известная фраза "цель оправдывает средства". Обычные российские граждане, не принимающие никакого участия в "военной операции", оказались заложниками, вместе с онлайн-кинотеатрами. Решение мейджоров отказаться от предоставления контента российским онлайн-кинотеатрам политизировано, и носит по сути ультимативный характер. Если мейджоры будут продолжать придерживаться такой политики на протяжении нескольких месяцев, то весь рынок будет отброшен на 10-20 лет назад. Кроме того, легальное возвращение на российский рынок таких компаний-отказников в обозримом будущем будет под вопросом. А если оно и состоится, то будет крайне дорогостоящим, долгим и мучительным", - считает эксперт.

Руководитель Content Review Сергей Половников напомнил, что речи об отзыве уже оформленных соглашений по цифровой дистрибуции зарубежного контента сейчас не идет. "С новыми релизами, конечно, все не так радужно. Работать придется, как обычно, за счет накопленный библиотеки контента, его отсняли много, есть, что посмотреть. Я думаю, что кинопроизводство не остановится, для актеров и индустрии это единственный источник дохода, а потому конвейер кинопроизводства вряд ли остановится. Отечественным интернет-кинотеатрам придется несладко, особенно тем, кто работает вне экосистемы или холдинга. Пользователи начнут экономить, и первым под нож попадет ivi. Пиратский контент присутствовал всегда, другое дело, будет ли снижен накал борьбы с ним. Я не очень верю, что снимут блокировку с трекеров, ну а те, кто все эти годы ими пользовался, продолжат это делать", - прокомментировал он.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: онлайн-кинотеатры