Зарубежные пользователи не смогут поймать Яндекс.Дзен

Яндекс подбирает для своего сервиса «Дзен» оптимальный формат контента с учетом актуальных условий: 5 марта 2022 года сменилась система монетизации для авторов, 9 марта произошло отключение доступа к контенту иностранных пользователей. Официальным объяснением изменений является невозможность обеспечить высокое качество персонализации материалов.

Интернет-площадка для блогеров Яндекс.Дзен 9 марта запретила доступ к контенту жителям зарубежных государств. Как пишут в СМИ, ссылаясь на представителей «Яндекса», данный запрет связан с «невозможностью обеспечить высокое качество персонализации на других языках». Никакого предупреждения о прекращении доступа к контенту со стороны компании пользователи не получали. Представители сервиса сообщили, что с 9 марта «Дзен» будет доступен только пользователям из России, и в их лентах будут появляться только те каналы, на которые они подписаны. При этом не было уточнено, для жителей каких стран действует запрет на чтение контента, и есть ли вероятность, что у ряда государств остался доступ к сервису. Не вполне понятно также, будет ли «Яндекс» пытаться распространить блокировку контента «Дзена» также и на тех, кто подключается к сервису с помощью VPN, и планируется ли отключение доступа к другим сервисам для лиц, находящихся за рубежом.

Чуть раньше на этой же неделе, 4 марта, произошли изменения и для российских пользователей «Дзен». Изменились алгоритмы выдачи новостей в ленте: если раньше пользователям показывались рекомендации в зависимости от предпочтений пользователя, то с 4 марта охваты публикаций упали до минимальных: контент стал доступен только подписавшимся на него пользователям, что привело блогеров в недоумение. Для повышения охватов и увеличения количества подписчиков необходимо, чтобы публикации были видны большему кругу читателей, в обновленной же версии выдачи «Дзена» возможности для монетизации резко снизились.

Впрочем, изменились и правила монетизации. Если раньше авторы могли зарабатывать на рекламе, размещаемой в их постах, сейчас для поддержки мотивации «Яндекс» сам готов спонсировать блогеров – в нынешних условиях, когда их доходы упадут, они будут зависеть не от рекламы, а от количества прочтений. Выиграют ли от этого инфлюенсеры, или нет, пока не ясно, в любом случае, представители «Дзена» сообщают, что эта мера временная.

Прекращение рекомендаций в «Яндекс.Дзене» также связали с невозможностью персонализировать контент на фоне роста его объемов и изменения его контекста.

Российским блогерам март принес мало хороших новостей: американский YouTube отключил монетизацию для пользователей из России, китайский TikTok запретил россиянам выкладывать новый контент, американский стримерский сервис Twitch прекратил выплачивать россиянам деньги за стримы. Meta (американская корпорация, в которую входят Facebook и Instagram), запретила россиянам размещение рекламы на своих сервисах. Напомним, все эти запреты и санкции связаны с началом российской спецоперации на территории Украины, которая проходит с 24 февраля 2022 года. На фоне тех же событий в сети появилось огромное количество фейков, привлекающих дополнительное внимание к блогерам, публикующим подобный контент, но и здесь авторы столкнулись с ограничениями – уже 4 марта 2022 года Президент России подписал указ об уголовном наказании за фейки, направленные против российских военных сил, также появились наказания за призывы к введению санкций.

UPD: 10 марта, в момент подготовки данного материала, издание CNews опубликовало информацию, что контент «Дзена» снова доступен зарубежным пользователям практически с тем же комментарием: «Из-за того, что объем контента на платформе «Дзен» резко вырос, а контекст его потребления быстро меняется, невозможно обеспечить высокое качество персонализации на всех локальных доменах и на разных языках. Поэтому с сегодняшнего дня контент «Дзена» будет доступен на сайтах zen.yandex.ru и yandex.ru вне зависимости от того, в какой стране находится пользователь». По комментариям представителей «Дзен», это означает, что авторы каналов меняют направленность контента, а читатели каналов демонстрируют предпочтения, отличные от тех, которые были у них ранее. Можно предположить, что по этой причине алгоритмы не успевают подстраиваться под смену направленности как самих каналов, так и интересов читателей, но есть версия, что таким образом Яндекс.Дзен снимает с себя ответственность за возможную рекомендацию «запрещенного» в новых условиях контента и перекладывает её исключительно на авторов и подписчиков.

«Дзен» состоит в экосистеме сервисов «Яндекса» с 2015 года и является платформой для блогеров, где они могут как писать обычные посты, снабжая их иллюстрациями, так и публиковать видеоролики (последняя возможность появилась с апреля 2021 г., когда «Яндекс» объединил «Дзен» с «Эфиром», где ранее публиковался видеоблогерский контент). К концу 2020 г. на сервисе было зарегистрировано 45 тыс. человек.

«Несмотря на то, что в «Яндексе», по их собственным словам, огромная экспертиза в области искусственного интеллекта, – алгоритмы сервиса «Дзен» по-прежнему крайне ущербные, – замечает аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов. – Например, система может автоматически заблокировать просмотр контента определенного автора пользователями, ссылаясь на некие «нарушения», которых в этом контенте нет. Конечно, никакой лингвистический анализ при этом не проводится – алгоритмы сами выбирают, какие фразы считать «неправильными». В этом одно из больших недостатков «Дзена», из-за которого сервис превратился из серьезной площадки для блогеров в агрегатор рафинированных, неинтересных, дилетантских публикаций. Думаю, что в нынешних условиях «Яндекс» еще раз продемонстрировал, что возможности искусственного интеллекта «Дзена» еще очень далеки от идеальных».

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Web

Ключевые слова: веб-сервис, Яндекс