Срок переноса мобильных номеров предложили сократить до 2–3 дней

«Тинькофф Мобайл» и «СберМобайл» предложили сократить обязательный срок для переноса абонентами номера от одного оператора к другому. Половина подобных заявок не реализуется, поскольку крупные игроки стараются удержать клиентов.

О предложении сократить сроки переноса номера абонента при переходе от одного мобильного оператора к другому РБК рассказали представители «Тинькофф Мобайл» и «СберМобайл». Речь идет об услуге MNP (mobile number portability), которая заработала в России с 1 декабря 2013 года. Согласно действующим правилам, она позволяет перенести номер к новому оператору неограниченное число раз при условии, что у абонента нет задолженности. Переключение на обслуживание новым оператором происходит не ранее чем на восьмой день для физлиц и не ранее чем на 29-й для юрлиц.

Как рассказал глава «Тинькофф Мобайл» Виталий Бриедис, одна из рабочих групп при Минцифры рассматривает возможность ускорить процесс переноса номера с нынешних восьми до двух-трех дней. «Большая тройка» сначала негативно восприняла предложение, потому что это позволит клиентам быстрее и проще уходить, но в результате обсуждений все сошлись на том, что два-три дня — это возможный срок, если доработать системы. Хотя «Тинькофф Мобайл» готов осуществлять перенос номера и за одни сутки», — отметил Бриедис. По словам представителя «СберМобайла», они были одним из инициаторов и поддерживают предложения по изменению сроков переноса. «Операторы связи тщательно подготовили предложения как по технической, так и по юридической базе. Рассматриваются возможности по максимальному сокращению сроков переноса номера. Надеемся, что в 2022 году этот вопрос будет вынесен на повестку», — отметил он.

Представитель «СберМобайла» также рассказал, что среди обсуждаемых вопросов — необходимость проверки даты заключения договора у оператора по переносимому номеру, длительность которого должна составлять не менее 30 дней; запрет на перенос в роуминге, на перенос сразу после замены сим-карты; сокращение перечня сведений при проверке заявления на перенос номера; возможность дистанционной подачи заявления на перенос номера и др. По словам Виталия Бриедиса, группа прорабатывает меры борьбы с мошенниками, которые пытаются украсть у абонента номер. «Это распространенная схема: по поддельным доверенностям мошенники инициируют перенос номера к другому оператору и переоформляют его на себя. У схемы несколько целей. Первая касается «красивых» номеров, которые потом можно перепродать на черном рынке. Вторая — кражи денежных средств: мошенники могут вывести деньги со счетов абонента, у которого телефонный номер привязан к банковскому приложению», — пояснил глава «Тинькофф Мобайл», оговорившись, что доверенность проверяют сотрудники офисов продаж операторов и у них не всегда получается выявить поддельный документ.

Представитель Минцифры подтвердил, что они запрашивали у участников рынка предложения по оптимизации процедуры MNP и что одно из них касалось сокращения срока переноса абонентского номера до двух-трех суток. Он также пояснил, что в рабочую группу входят крупные операторы связи и что по результатам ее работы Минцифры планирует разработать и представить изменения в действующие нормативно-правовые акты. По словам представителя министерства, в рамках обсуждений представители операторов высказали опасения о том, что изменение процедуры MNP может способствовать мошенничеству с абонентскими номерами, поэтому группа также работает над мерами по противодействию ему. Отдельные предложения участников рабочей группы по оптимизации процедуры MNP включены в проект постановления правительства «О порядке оказания услуг телефонной связи», который в ближайшее время должны опубликовать на портале regulation.gov.ru.

Зачем нужны изменения

По словам Виталия Бриелиса, за время существования услуги MNP, в процедуре ее оказания были выявлены недочеты, из-за которых операторы могли необоснованно отказывать абонентам в перенесении номера, и существующие пробелы «приводят к отказам по переносу телефонного номера, что негативно сказывается на самих абонентах». Собеседник РБК подчеркивает, что «Тинькофф Мобайл» в первую очередь нацелен на привлечение активных клиентов банка, чье количество сейчас составляет 15 млн. По его оценке, около 50% активных клиентов Тинькофф Банка готовы были бы перейти к «Тинькофф Мобайл», но, как только они начинают процесс, их текущие операторы связи предлагают большие скидки на оплату связи, стараясь удержать клиентов: «Иногда скидка на оплату связи может составлять 100% на год. Сокращение срока переноса номера должно облегчить абонентам переход».

По данным «ТМТ Консалтинга», по итогам 2020 года у MVNO в России было 12 млн абонентов, из которых 54% обслуживала Yota (проект «МегаФона»), 16% — «Ростелеком» (на сети своей «дочки» «Т2 РТК Холдинга»), 9% — «Тинькофф Мобайл», 7% — «СберМобайл», 6% — МГТС (на сети материнской МТС). По предварительным данным, на конец 2021 года общая абонентская база виртуальных операторов превысила 13 млн. Гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов отметил, что число заявок на переход от одного оператора к другому со своим номером телефона примерно в два раза превышает число фактически произошедших. «Сокращение срока переноса номера может увеличить число переходов, — считает Анкилов. — Но единственное, что может по-настоящему повлиять на переход абонентов к MVNO, — это сильное повышение цен на услуги у базового оператора, что маловероятно».

По данным ФГУП ЦНИИС, которое является оператором базы данных перенесенных номеров, на 1 февраля 2022 года в России было подано более 55,7 млн заявок на перенос номера, а количество состоявшихся переходов превысило 21,9 млн.

Поддерживают ли изменения крупные операторы

По словам источника РБК в одном из мобильных операторов, предложение по сокращению срока MNP до трех и менее дней в основном поддержали виртуальные операторы мобильной связи, большинство крупных игроков были против, поскольку это может привести к организационным и техническим проблемам: за такой срок невозможно будет корректного выявить и погасить задолженность и др.

Представитель «ВымпелКома» (бренд «Билайн») заявил, что при рассмотрении вопроса сокращения сроков необходимо обеспечить удобство клиентов, избегать споров и претензий между операторами связи, то есть детально проработать все вопросы на техническом и организационном уровне. «Мы выступаем за оптимизацию процедуры, и сокращение срока при этом не является самоцелью, чтобы, например, даже сегодняшние сроки в восемь дней выдерживались и не было необоснованных отказов по заявкам на MNP», — говорит представитель «ВымпелКома».

Представитель «МегаФона» считает сокращение сроков преждевременным: «Это может привести к рискам, связанным с фродом, а также к увеличению нагрузки на базу данных номеров и в конечном итоге техническим сбоям». Представитель МТС отказался от комментариев.

Единственный крупный оператор, который поддерживает инициативу, — «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2). «Мы поддерживаем сокращение сроков перехода по MNP, так как инициатива приведет к улучшению клиентского опыта», — говорит представитель этой компании. Он также отметил, что «многие клиенты переходили в сеть оператора «именно с использованием MNP». «Т2 РТК Холдинг» — единственный федеральный оператор, на сети которого массово развиваются независимые проекты MVNO.

Анна Балашова, Дарья Чебакова

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: мобильные операторы, MNP, Тинькофф Мобайл