Подменные номера - на выход

Гос­ду­ма при­няла во вто­ром чте­нии за­коноп­роект, вне­сен­ный на рас­смот­ре­ние еще в 2017 г., ко­торый приз­ван уси­лить эф­фектив­ность борь­бы с те­лефон­ным мо­шен­ни­чес­твом. За­коноп­роек­том впер­вые вво­дит­ся ад­ми­нис­тра­тив­ная от­ветс­твен­ность для опе­рато­ров свя­зи за про­пуск тра­фика с так на­зывае­мых "под­менных но­меров".

Законопроект № 328730-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности за неисполнение операторами связи обязанности по передаче абонентского номера или уникального кода идентификации)" принят во втором чтении вчера, 21 декабря. Этот законопроект был зарегистрирован и направлен председателю Государственной Думы 30 ноября 2017 г. Первое чтение он прошел весной 2021 г.

Законопроект предлагает установить административную ответственность за неисполнение оператором связи обязанности передавать абонентский номер или уникальный код идентификации либо при передаче короткого текстового сообщения, либо при установлении телефонного соединения, либо при передаче голосовой информации.

В случае принятия законопроекта штрафы для должностных лиц (в зависимости от правонарушения) составят от 30 до 100 тыс. руб., индивидуальные предприниматели заплатят от 200 до 800 тыс. руб. а юрлица – от 500 тыс. до 1 млн. руб. Такие суммы штрафов отражены в документе, подготовленном к третьему чтению. Наказание будет наступать за каждый выявленный факт нарушения закона.

Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что именно при помощи "подменных номеров" и происходит большинство телефонных мошенничеств. "Человеку звонят из-за границы, но на экране он видит код российского региона (как правило +7499, +7495). Масштабы этого бедствия трудно переоценить. Количество киберпреступлений угрожающе продолжают расти. Только за семь месяцев нынешнего года возбуждены уголовные дела по фактам 126,7 тыс. мошеннических звонков. И хотя ФЗ "О связи" впрямую обязывает операторов доставлять абоненту звонок под оригинальным номером, эта норма - повсеместно игнорируется, т.к. наказания за ее нарушение не предусмотрено, - сообщил Александр Хинштейн. - Теперь ситуация, надеюсь, изменится. В случае принятия нового закона за каждый выявленный случай пропуска "подменного номера" оператор будет расплачиваться рублем, и немалым. Подготовленные мной ко второму чтению и поддержанные профильным Комитетом по госстроительству поправки предусматривают более, чем серьезные штрафы. Хочу верить, что столь высокий размер штрафов сделает для операторов связи пропуск "подменного номера" экономически невыгодным.

Что, впрочем, не отменяет необходимости наведения порядка в деятельности операторов и вытеснения с рынка заведомо недобросовестных игроков.

К этой работе IT-Комитет Госдумы совместно с Минцифрой России уже приступил".

В Минцифре на запрос ComNews не ответили.

В Tele2 сообщили, что законопроект соответствует интересам компании, так как его цель - установить предсказуемое поведение участников рынка". Остальные игроки "большой четверки" от комментариев воздержались.

Директор по консалтингу ГК InfoWatch Ирина Зиновкина отметила, что вопрос с подменой номеров на сегодняшний день стоит особенно остро, так как мошенники все чаще берут данный функционал себе на вооружение. "Ввиду достаточно большой огласки темы, связанной с телефонными мошенничествами, люди стали все реже отвечать на звонки с незнакомых номеров, однако, если поступает вызов с короткого номера банка, который вы прекрасно знаете – вполне возможно поверить в законность подобного звонка. Если не ответить на такой звонок, то в ряде случаев (при подключенной функции) практически сразу приходит SMS-уведомление о том, что вам звонил такой-то абонент – и номер в Sms загадочным образом уже не выглядит как звонок из банка, а как некий частный номер мобильного телефона. - рассказала она. - Конечно, подобная инициатива станет большим шагом по привлечению особого внимания операторов связи к данной проблеме, хотя о полном ее решении говорить пока рано".

Владелец юридической компании "Катков и партнёры" Павел Катков пояснил, что регулятор пытается решить проблему через "узкое горло" - надавить на операторов, чтобы они боролись с мошенниками. "Однако в этой цепочке стоят и банки, и другие игроки, поэтому усилия должны быть совместными. Что до полноты нормы, то и она, к сожалению для операторов, должна быть комплексной: гипотеза, диспозиция, санкция. И без санкции, увы, нормально не работает", - прокомментировал он.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, сотовая связь, мобильное мошенничество