Почти половина россиян негативно относятся к цифровизации

40% рос­сий­ских граж­дан счи­тают, что циф­ро­виза­ция не­гатив­но ска­зывает­ся на жиз­ни лю­дей, при­чем 11% од­нознач­но уве­рены в не­гатив­ном влия­нии.

Такие данные приводит "Ромир" по итогам исследования.

Больше других такого мнения придерживаются люди небольших городов с населением до 500 тыс. человек (42%), а также люди с незаконченным высшим образованием (48%).

Среди негативных последствий цифровизации жители страны называют утрату личных границ (37%), безработицу, вызванную роботизацией (19%), снижение уровня образования (18%), сокращение живого общения (13%) и снижение уровня культуры (11%).

Молодежь до 24 лет, будучи "цифровым поколением", говорит о негативном влиянии современных технологий даже чаще, чем россияне в целом (45% vs 40%). Поколение Z считает, что негативное воздействие цифровизации, прежде всего, заключается в снижении уровня образования (36%). В отличие от среднестатистического россиянина молодежь реже связывает цифровизацию с утратой личных границ и безопасностью данных (18% vs 37%).

Опасаются замены человека роботами (и как следствие безработицы) больше всего люди со средним и неполным образованием (33%). В целом в России каждый пятый придерживается такого мнения. Отметим, что и в прошлом году 20% россиян предполагали, что роботы будут выполнять их работу уже в ближайшие пять лет.

Резидент исследовательского холдинга "Ромир" Андрей Милехин отмечает, что компания в 2020 г. изучила мнение граждан ведущих стран по отношению к роботизации. Россияне в отношении к этой теме отличаются от землян в целом.

"Лишь 20% россиян предполагали, что роботы будут выполнять их работу уже в ближайшие пять лет. С этим тезисом согласились 29% жителей Земли. Больше всего допускающих роботизацию в своей профессии среди жителей Индии (61%), Таиланда (36%) и Южной Кореи (34%). Таким образом наши соотечественники видят для себя в этом вопросе меньше "угроз". Однако понимают, что роботизация все активнее входит в нашу жизнь", - подчеркивает Андрей Милехин.

"В этом году мы посмотрели на отношение россиян к цифровизации как явлению. Безусловно, чем выше образование человека, тем явственнее он понимает, что инновации освобождают его от рутинных функций. Новые технологии экономят его ресурсы, в том числе, его время. Тогда как менее квалифицированные группы начинают опасаться замены их на рабочих местах машинами", - считает Андрей Милехин.

"Беспокойство относительно нарушения личных границ и безопасности может лишь обостриться. Важно, чтобы человек видел в новых технологиях возможность улучшения качества жизни, а не угрозу. Для этого необходимо реальное соответствие новейших цифровых решений потребностям землян и важна грамотная коммуникация с человеком", - уверен Андрей Милехин.

Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов отмечает, что люди в целом, и в том числе россияне, склонны оценивать не цифровизацию как таковую, а скорее степень влияния ее результатов на свою частную жизнь.

"Цифровые технологии могут добавлять комфорта, как, например, это делают доставка еды, каршеринг, МФЦ, управление финансами, и тогда оценки будут строго положительными. Если человек сталкивается с ограничениями и контролем, заменой отдельных функций автоматизированными решениями и определенной де-анонимизацией, то цифровые технологии будут восприниматься как конкуренция, угроза или нарушение личных границ. Однако такой подход к оценке справедлив только для сообществ с высокой степенью индивидуализации сознания. В обществах, где интересы общества преобладают над частными, как мы видим на примере Китая, картина может быть совсем иной", - подчеркивает Сергей Иванов.

Управляющий партнер коммунникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко считает, что негатив в отношении цифровизации на первоначальном ее этапе - ожидаемое явление, которое сопровождает все новшества, которые дает нам прогресс. По мнению эксперта, люди не привыкли к цифровым технологиям, видят их минусы и не до конца понимают, какие плюсы и удобства несет с собой цифровизация: например, возможность получить услуги и информацию (в том числе и образование), не выходя из дома. В этом Россия следует общемировому тренду, отмечает Иван Самойленко.

Сейчас государство предоставляет все больше возможностей для дистанционного образования с получением документов государственного образца, поэтому молодежь, которая лучше воспринимает новое, сможет объяснить своим старшим родственникам преимущества новых возможностей, подчеркивает Иван Самойленко.

"То, что среди негативных последствий цифровизации жители страны называют утрату личных границ, безработицу, вызванную роботизацией снижение уровня образования, сокращение живого общения и снижение уровня культуры, говорит о том, что эти сферы очень актуальны для населения. Граждан нужно просвещать и давать им актуальную информацию о преимуществах цифровых сервисов, их безопасности и надежности, а также о том, что для россиян не произойдет большого урона по этим сферам", - отмечает Иван Самойленко.

Ели­заве­та Неу­по­кое­ва

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка