Власти проведут кампанию по улучшению репутации искусственного интеллекта

В России запустят кампанию для улучшения восприятия населением искусственного интеллекта: технологии хотят придать «эмоциональный характер проводника справедливости для человека». Сейчас она ассоциируется со слежкой и вооружением.

АНО «Национальные приоритеты», которая занимается информационным сопровождением национальных проектов, разработала информационную кампанию по повышению доверия общества к искусственному интеллекту, рассказали РБК два участника рынка и подтвердил представитель организации.

В пятницу, 22 октября, медиаплан кампании был согласован рабочей группой по направлению «Искусственный интеллект» при АНО «Цифровая экономика», которая отвечает за реализацию одноименной программы. Он предполагает публикации в СМИ («Аргументы и факты», Forbes, бортовые журналы «Аэрофлота» и S7 и др.), а также создание тематических выпусков научно-популярной программы «Просто наука» на телеканале СТС. На эти цели из бюджета федерального проекта «Искусственный интеллект» должны выделить 46,9 млн руб. Кроме того, в рамках кампании предполагается выделить финансирование из нацпрограммы «Цифровая экономика» на создание посвященных искусственному интеллекту выпусков телепрограмм «Чудо техники», «Умный дом», «Про здоровье» и др. Сумма в плане не указана. В материалах к проекту бюджета на 2022–2024 годы была указана общая стоимость популяризационной кампании по повышению доверия к искусственному интеллекту в 2022 году в размере 106,3 млн руб., а в 2023 году — 74 млн руб. Представитель АНО «Национальные приоритеты» перенаправил вопрос о размере субсидий на эту часть работ к Минцифры. РБК направил запрос в министерство.

Зачем повышать доверие к искусственному интеллекту

Главная задача кампании — сформировать в обществе позитивный образ искусственного интеллекта, говорится в презентации АНО «Цифровые приоритеты» (есть у РБК, ее подлинность подтвердили два участника рынка).

Технологии хотят придать «эмоциональный характер проводника справедливости для человека» и убедить россиян, что искусственный интеллект «приносит больше справедливости в их жизни, обеспечивая равный доступ к новым возможностям». Базовая проблема людей в восприятии этой технологии — неопределенный баланс между ощущением ее пользы и связанными с ней страхами. АНО «Национальные приоритеты» ссылается на данные опроса ВЦИОМа, согласно которым большинство россиян (65%) считают, что ключевой областью применения искусственного интеллекта в настоящее время является система видеонаблюдения, 57% — сфера робототехники, 49% — вооружение и военная техника. Менее 50% респондентов знали, что технология используется в сфере такси, приложениях для обработки фотографий и онлайн-покупках.

При этом представитель АНО отметил, что их совместное с ВЦИОМом исследование показало, что 48% россиян уже сейчас заявляют о своем доверии к искусственному интеллекту (о недоверии к технологии тогда сообщили 42%). Повышение доверия будет способствовать росту спроса на продукты и сервисы, созданные на основе этой технологии, ускорению цифровизации экономики и социальной сферы.

«Люди часто сталкиваются с проявлениями искусственного интеллекта в повседневной жизни и даже не задумываются об этом, — отметил Алексей Сидорюк, директор по направлению «Искусственный интеллект», директор по развитию АНО «Цифровая экономика». — Тем не менее на данный момент в общественном сознании существует немало мифов и опасений, касающихся того, что искусственный интеллект стремительно врывается во многие сферы нашей жизни: помогает ли он или способен навредить, кто главнее, человек или технология».

По словам главы МТС AI Александра Ханина, тема искусственного интеллекта нуждается «не столько в популяризации, сколько в корректировке восприятия ее обществом». «Пандемия и связанные с ней ограничения сформировали у населения скептичное отношение ко многим технологиям искусственного интеллекта как способам контроля за соблюдением новых правил, а также бесконтрольным наблюдением за жизнью человека. При этом полезные сервисы, такие как разработка индивидуальной программы обучения для человека с помощью искусственного интеллекта в образовании или прогнозирование выхода из строя различных установок для предотвращения техногенных катастроф, остаются в тени», — отметил Ханин.

Поможет ли реклама

Исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Евгений Черешнев выразил сомнение, что федеральная рекламная кампания сможет существенно поменять общественное мнение об искусственном интеллекте. «История показывает, что для популяризации какой-либо идеи нет инструмента эффективнее, чем кинематограф. Голливуд за последние 30 лет сформировал отношение общества и к хакерам, и к роботам, и к цифровому следу, и к искусственному интеллекту (особенно его использование в военных целях)», — пояснил Черешнев. По его мнению, такое явление, как «баннерная слепота», давно уже вышло за пределы веба и становится актуальным для любого типа рекламы, включая ТВ-ролики, — люди просто их не воспринимают, мозг научился фильтровать рекламу. «Поэтому для ИИ нужно или вкладываться в создание действительно качественных фильмов и сериалов, или строить рекламные кампании на принципе демонстрации успешных кейсов», — рассуждает Евгений Черешнев.

По словам директора по развитию компании «Промобот» Олега Кивокурцева, для популяризации искусственного интеллекта необходимо также показывать примеры успешных компаний, использовать современные медиаканалы для привлечения молодой аудитории, например TikTok и YouTube.

Екатерина Ясакова, Анна Балашова

Тематики: Регулирование, Инновации

Ключевые слова: регулирование, Искусственный интеллект