«Метавселенная» Facebook. Разберемся, что именно они создают

За пять лет Facebook наймет 10 тыс. европейских специалистов для создания «метавселенной» и за два года вложит в развитие проекта $50 млн. В представлении Марка Цукерберга (глава и создатель социальной сети), она будет представлять собой виртуальное пространство, где люди будут находиться в виде цифровых аватаров. Привычные сайты заменят гибридные миры. В сентябре 2021 года Цукерберг сказал, что в «метавселенной» человек будет находиться внутри Сети, а не смотреть на нее, как сейчас. Также там станет возможным физическое ощущение других людей.

Инвестирование проекта будет проходить через Фонд программ и исследований XR (расширенная реальность), принадлежащий Facebook. Вице-президент компании по глобальным вопросам Ник Клегг и  вице-президента по главным продуктам Хавьер Оливан ранее говорили, что в «метавселенной» появится возможность делать свои ежедневные дела с помощью интернета: «ходить» там на учебу и по магазинам, работать, проводить время с друзья, совершать деловые встречи и так далее. «Но для полного видения метавселенной нам нужно построить соединительную ткань между этими пространствами, чтобы вы могли снять ограничения физики и перемещаться между ними с такой же легкостью, как переходите из одной комнаты в другую», - заявляли представители соцсети.

Владеть цифровым пространством никто не будет, также как и сейчас интернетом.

Facebook уверена, что европейские специалист идеально подойдут для работы над этим проектом, потому что имеют ряд преимуществ. Кроме того, Европа серьезно относится к формировании новых правил Сети: европейские политики лидируют в содействии внедрению европейских ценностей, таких как свобода выражения мнений, конфиденциальность, прозрачность и права людей, в повседневную работу интернета. Facebook подчеркивает, что разделяет эти ценности и прилагает усилия для их сохранения.

Понятию «метавселенной» уже почти 30 лет, а концепции - как минимум 40 лет, сказал отмети л в беседе с ICT-Online.ru управляющий партнер «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. По его словам, практическая реализация этого проекта до сих пор была ограниченна из-за нехватки технологий AR/VR, кроме того, экономика и быт были привязаны в основном к реальному миру.

«AR/VR сегодня практически дозрели - наконец появляются комфортные для использования и финансово доступные очки и прочие интерфейсы. Одновременно бизнес и развлечения стали цифровыми - время пришло. Мы должны увидеть результаты разработок в ближайшие несколько лет, - считает эксперт. - Но это будет только первый шаг. Эволюция метавселенной займет многие годы».

По мнению г-на Анкилова, создание «метавселенной» несет за собой традиционные для ИТ-сферы риски: монополизация, защита приватности, информационная безопасность, снижение физической активности. «Эти риски нам хорошо знакомы на текущем этапе развития, и понятно, как силами регуляторов их можно контролировать», - отметил эксперт.

Директор департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Лютик считает, что параметры того, что собой будет представлять будущая «метавселенная» пока слишком размыты.  Эксперт сказал ICT-Online.ru, что пока это некая сверхидея – понимание, что сектор должен выходить на новые уровни, совершать качественный скачок, но пока не имеющее под собой конкретного технологического прорыва. Изначально сам образ был создан фантастами, и в этом смысле различных сценариев нарисовано множество, отмечает г-н Лютик.

«В зависимости от основного профиля деятельности компаний, которые объявили о работе над данной технологией, ее будущий облик представляется вариативным – ведь все они планируют расширять до такой вселенной те бизнесы которые являются для них основными в настоящее время. Компании, специализирующиеся на онлайн-играх стремятся расширить социальные и медийные возможности своих платформ, а также интегрировать в единую систему различные игры, обеспечив возможности для переноса персонажей и предметов», - сказал эксперт.

Microsoft, в свою очередь, сконцентрировалась на идеях виртуального офиса и элементов дополненной реальности. Соответственно, Цукерберг пока намечает путь по интеграции соцсетей, месенджеров и технологий виртуальной реальности, продолжает Лютик.

В проекте Facebook эксперта смущает акцент именно на европейских программистов, «что явно не самое лучшее решение по соотношению цена/качество». Соцсеть обосновывает это решение не бизнес-соображением, а идеологическими конструкциями о том, что Европа является носителем базовых демократических ценностей и флагманом цивилизации. Эксперт считает, что таким образом Цукерберг планирует «выторговать себе у европейцев более льготные условия для ведения бизнеса, отсюда и обещание создать 10 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест, которое не может не интересовать местных политиков, особенно в свете не вполне восстановившейся экономики».

Также, по предположению Лютика, решение развивать проект именно в Европе может быть связано с криптовалютным элементом, который может в итоге появиться в проекте. В легализации криптовалют ряд европейских государств опережают США на федеральном уровне.

«Возможно, идет расчет на то, что в Европе проект может получить поддержку именно в этом аспекте, то есть в итоге «метавселенная» станет еще и эмитентом главной мировой криптовалюты или площадкой, на которой смогут взаимно интегрироваться различные криптоактивы, - предполагает Лютик. – «Как показывает опыт главы Tesla Илона Маска, рынок активно покупает мегапроекты с фантастическими сценариями развития, если они красиво упакованы и приправлены трендовыми идеями, поэтому Цукербергу имеет смысл попробовать реализовать новый проект».

Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков наоборот, считает, что развитие новой площадки целесообразно именно в Европе. «Относительно самой «метавселенной», скорее всего, Цукерберг пока сам не совсем представляет, как именно будет выглядеть его проект в итоге», - сказал эксперт ICT-Online.ru. По его словам, нужно понимать, что новое цифровое пространство привлечет большое количество людей, что, в свою очередь, привлечет контролирующие органы. «Вряд ли можно ожидать, что проект будет свободен от внимания государств, правоохранительных органов», - прокомментировал г-н Кусков.

Напомним, что термин «метавселенная» впервые ввел писатель-фантаст Нил Стивенсон в романе 1992 года «Лавина». «Метавселенные» — это виртуальные миры, позволяющие конструировать пространство, общаться, принимать участие в управлении экономикой этого мира. Ее концепция тесно связана с технологиями виртуальной реальности и дополненной реальности, которые в настоящее время также разрабатывают Apple, Google, Amazon и Microsoft.

Автор: Николай Шлыков.

Тематики: Web, Инновации

Ключевые слова: Facebook, виртуальная реальность, VR, AR, Дополненная реальность