Связи добавили контроля

При­нят фе­дераль­ный за­кон, вно­сящий из­ме­нения в за­кон "О свя­зи". За­кон сре­ди про­чего пре­дус­матри­вает бес­плат­ный дос­туп к со­циаль­но зна­чимым сай­там, а так­же до­пол­ни­тель­ное ре­гули­рова­ние в рам­ках кон­цепции су­верен­но­го ру­нета и ос­во­бож­де­ние не­боль­ших опе­рато­ров свя­зи от необ­хо­димос­ти ус­та­нов­ки ТСПУ.

Закон вносит следующие основные изменения: собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих госграницу РФ могут являться только российские юрлица. ТСПУ (технические средства противодействия угрозам) должны устанавливаться на средствах связи, обеспечивающих возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью более чем 10 Гбит/с. "Установка ТСПУ на каждом узле экономически нецелесообразна - денег в бюджете на всех не хватит", - поясняет директор юридической фирмы "ОрдерКом" Дмитрий Галушко такую меру.

Согласно новому закону, трафик можно пускать, минуя ТСПУ, если он уже был пропущен взаимодействующим оператором связи. "Это облегчит норму для небольших операторов. Крупный оператор может поднять цену на подключение, но незначительно. Если оператор пропустил трафик через ТСПУ, взаимодействующий оператор направляет на ТСПУ только трафик своих абонентов", - объяснил Дмитрий Галушко. Он считает, что эта мера отрицательно скажется на регулировании интернет-трафика. "Появятся гарантии для создания в России аналога китайского "Золотого щита" (система фильтрации содержимого интернета в КНР - прим. ComNews)" - прокомментировал Дмитрий Галушко.

Минцифры устанавливает требования к порядку пропуска трафика в сетях передачи данных (СПД), ГРЧЦ (Главный радиочастотный центр) создаст систему контроля соблюдения операторами требований по пропуску трафика. Правительство - порядок, сроки и форматы предоставления сведений в систему контроля, операторы будут подавать туда сведения в порядке и сроки, установленные постановлением правительства РФ, а Роскомнадзор будет контролировать соблюдение.

Этот законопроект также направлен на борьбу с серой IP-телефонией. "Будут отдельные правила пропуска трафика в СПД и интернете. Закон устанавливает запрет подмены А-номера или SIP-id. А также прекращение голосового соединения (пропуска) голосового трафика в случае, если нет информации об абоненте, инициировавшем соединения - кроме инициирования из-за границы: инициирование из-за границы сопровождается российской нумерацией, кроме сотовой, - рассказал Дмитрий Галушко. - Полагаю, в целом отсутствие ТСПУ для "маленьких" - это большой позитив. Так как не создаст дополнительных расходов на размещение, электропитание ТСПУ и каналы связи до ЦМУ ССОП ГРЧЦ".

Пресс-служба Минцифры сообщила корреспонденту ComNews, что Федеральный закон от 02.07.2021 №319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" создает условия обеспечения суверенитета страны и российских сетей связи, являясь дополнением к 90-ФЗ.

"Соответствующее требование (об установке ТСПУ на оборудовании со скоростью более чем 10 Гбит/с) к месту установки ТСПУ появилось в результате работ по анализу сетей и их взаимодействия, которые проводил Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования. Все изменения, вводимые законом, значимы: и те изменения, которые касаются бесплатного доступа к социально значимым сайтам, и те, которые направлены на противодействие мошенническому трафику в сети связи общего пользования, и те, что касаются учета и контроля трансграничных линий связи", - прокомментировала пресс-служба министерства.

Согласно новому закону, в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов включаются официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления в сети интернет, официальные сайты государственных внебюджетных фондов РФ, порталы государственных и муниципальных услуг, определяемые правительственной комиссией. В указанный перечень могут включаться иные сайты, информационные системы и программы, определяемые правительственной комиссией. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются правительством РФ.

Пресс-служба АО "ЭР-Телеком Холдинг" прокомментировала: "Доступ к интернету, безусловно, перешел в категорию социально значимых. Пандемия в очередной раз это доказала. Мы видим, что позиция отрасли нашла частично свое отражение в принятых итоговых решениях. Надеемся, что их реализация будет способствовать стабильности, надежности и развитию национальной технологической инфраструктуры".

Другие операторы подвижной и фиксированной связи воздержались от комментариев.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов отметил, что исполнение закона "О связи" в новой редакции теперь потребует, например, от операторов дополнительных издержек на предоставление доступа абонентам к полутора сотням сайтов без взимания платы. "По замыслу законотворцев, должен быть обеспечен доступ и абонентам, которые не внесли своевременно абонентскую плату. То есть получается, что оператор связи должен теперь предоставлять "пол-интернета" бесплатно. Это не экономическое поведение. Что-то очень щедрым стало государство, раздавая блага за счет труда других граждан. В то же время ФНС блокирует расчетный счет предпринимателям за долг бюджету даже в одну копейку. Такая щедрость - это весьма непоследовательная государственная финансовая политика. А за электроэнергию кто будет платить для такого "вещания"? Было бы правильно и логично, как и в случае предоставления государством таких социальных льгот по транспортным услугам, компенсировать потребление социальных услуг связи прямо на карточку "Мир" для социальных компенсаций. Средства на такие компенсации есть. Они аккумулированы в резерве универсального обслуживания - сборы, которые государство и не думает отменять. Поэтому нужно срочно принимать подзаконные акты о порядке компенсации гражданам расходов на потребление социальных услуг связи, которые не дадут шанса на подрыв финансовой основы конституционного строя. Ведь с точки зрения ФНС, бесплатные услуги может оказывать только само государство, а если оказывает юридическое лицо физическому лицу, то это получение определенного дохода, с которого должен быть начислен НДФЛ, причем обязанность платить этот НДФЛ возложена на юридическое лицо - оператора связи. Все это свидетельствует, что принятый закон вступит в коллизию с Налоговым кодексом и нанесет прямой финансовый ущерб как оператору связи, так и бюджету РФ, как неоплаченный НДФЛ. Поэтому нужны коррекции в Налоговый кодекс или отзыв этой части поправок на доработку", - прокомментировал Сергей Ефимов.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Регулирование

Ключевые слова: регулирование