Приставка на жизнь: в России зафиксировали бум гейм-индустрии

В России уже два года растет популярность игровой индустрии. С 2019 года количество покупок и оборот онлайн-площадок выросли на 40% и в 2,2 раза соответственно. Средний чек увеличился на 59%, а среднее число покупок одного геймера — на 115%, свидетельствуют данные аналитики «ЮMoney» и «Чек Индекса». Спрос отмечается на все сегменты этого рынка: от крупных высокобюджетных проектов до небольших мобильных «казуалок», отмечают эксперты. По их оценкам, игровая индустрия стала более прибыльной, чем всё мировое кино. Игры могут стать отличным антистрессом в период пандемии, но не нужно забывать о том, что чрезмерное увлечением ими может привести к зависимости, предупреждают психологи.

Пандемия в игре

В России зафиксировали бум игровой индустрии. Анализ платежей на игровых ресурсах за первые пять месяцев 2019, 2020 и 2021 годов показал устойчивую тенденцию роста числа покупок среди геймеров. С 1 января по 31 мая 2021 года количество покупок выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, а оборот магазинов увеличился в 2,1 раза. Средний чек стал больше на 62% и составил 367 рублей, а среднее число заказов на одного любителя игр достигло восьми (+64%). Об этом свидетельствуют данные аналитики «ЮMoney» и ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (входят в экосистему «Сбера»), которые есть в распоряжении «Известий».

Сравнение платежей за 2021 год с данными за 2019 год показывает еще более высокий рост количества покупок и оборота игровых онлайн-площадок — на 40% и в 2,2 раза соответственно. Средний чек увеличился на 59%, а среднее число покупок одного геймера выросло на 115%.

— Игровая индустрия — одна из самых быстрорастущих отраслей в мире, и пандемия еще больше ускорила этот процесс. Сейчас Россия переживает настоящий бум спроса на компьютерные игры, — отметил генеральный директор «ЮMoney» Иван Глазачев.

По его словам, за первые пять месяцев прошлого года количество геймеров больше всего выросло в Республике Ингушетия (на 38%), а число покупок игр — в Санкт-Петербурге (в четыре раза). За аналогичный период 2021-го наибольший рост числа любителей игр среди регионов показал Санкт-Петербург (в 4,2 раза), а самый большой рост по количеству покупок игр продемонстрировала Архангельская область (в два раза).

На консолях и компьютерах

Также за пять месяцев этого года значительно вырос спрос на игровые консоли, подчеркнули аналитики «Чек Индекса». Объем продаж офлайн- и онлайн-магазинов в штуках увеличился в 5,5 раза по сравнению с 2020 годом и в 3,6 раза — по сравнению с 2019-м. Средний чек при этом вырос в 2,1 раза и составил 30 590 рублей, превысив показатель 2019 года в 2,6 раза.

Геймеры также активно покупали портативные игровые приставки. Количество продаж относительно 2020 года выросло на 31%, а вот средний чек снизился на 12% — до 10 630 рублей. В сравнении с 2019 годом приставок было куплено на 18% больше, а средний чек при этом уменьшился на 22%.

Тенденции высоких продаж сохранились и среди компьютерных комплектующих. В текущем году объем продаж видеокарт относительно 2020-го вырос на 37%, а средний чек — на 123%, до 39 070 рублей. Эти показатели в сравнении с 2019 годом увеличились на 44% и 114% соответственно.

Среди любителей игр популярностью пользовалась и оперативная память для компьютеров. В сравнении с 2020 годом число продаж увеличилось в 2,9 раза, а средний чек вырос на 2%, до 2227 рублей. Относительно 2019 года эти показатели выросли в 5,7 раза и на 6% соответственно.

Эксперты проекта «Чек Индекс» отмечают, что потребительский интерес к игровым гаджетам и комплектующим, которые входят в условный набор геймера, резко вырос весной прошлого года на фоне пандемии и изоляции.

Шутеры и экшены

Большая часть аудитории (54,5%) предпочитает мультиплеерные игры, остальные выбирают одиночные. Среди любимых жанров — шутеры (59,6%), RPG (56,4%) и экшены (53,8%). Меньшей популярностью пользуются стратегии (40,5%), симуляторы (37,4%) и MOBA (35,1%). Всего 15,8% считают себя фанатами ММО, 12,2% проходят квесты, а файтинги любят только 9,4% геймеров, показал опрос Sports.ru, проведенный в дополнение к исследованию.

Подавляющее большинство опрошенных геймеров (83,3%) выбирают десктоп, остальные — мобильные игры. Среди консолей лидируют PS4 — ими пользуются 32,2% геймеров, в то время как PS5 есть у 8,3%. Nintendo Switch предпочитают всего 4%, приставки Xbox One и One X — 3,4%, а на Xbox Series S и X играют 2,5%.

Также среди участников опроса 45,2% совершают покупки один раз в несколько месяцев, а 20% — лишь раз в год. Раз в месяц готовы тратиться на игры 16,8% геймеров, несколько раз в месяц — 8%, а каждую неделю — 1,1%. Оставшиеся 8,9% опрошенных заявили, что не покупают игры. Большая часть респондентов (65,3%) тратят на игры до 1 тыс. рублей в месяц, 31,3% — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а 3% — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Выделять на игры больше 10 тыс. рублей каждый месяц готовы всего 0,4%. Траты в играх на получение доступа к некоторым опциям также распространены среди геймеров. Раз в несколько месяцев такие покупки совершают 83,8% пользователей.

При этом 39,6% тратят на внутриигровые предметы меньше 1 тыс. рублей, а 10,8% — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей. В сравнении с 2018 годом уровень трат на игры не изменился у 27,9% опрошенных геймеров. Тратить меньше стали 28%, тратить немного больше — 25,1%, а значительно больше — 19%.

Зависимость или нет?

Россия — перспективный рынок для гейминга, поэтому число новых пользователей будет только расти, уверен автор и редактор портала GameMAG.ru Азамат Тегаев.

— По данным IDC, игровая индустрия стала более прибыльной, чем всё мировое кино. Конечно же, на это повлияли события, связанные с самоизоляцией и удаленной работой, однако и до этого крупные блокбастеры вроде GTA V и Сall of Duty зарабатывали больше денег, чем аналогичные по статусу фильмы. Стоит также отметить, что растут все сегменты этого рынка: от крупных высокобюджетных проектов до самых небольших мобильных «казуалок». Сейчас на множестве различных платформ можно найти игры для любого возраста и на любой вкус. Кроме этого, такие проекты, как Minecraft, стали использоваться не только для развлечений, но и для интерактивного обучения, а также в области организации мероприятий, что, несомненно, влияет на спрос. Рост индустрии также заметен и по ажиотажу вокруг консолей нового поколения PlayStation 5 и Xbox series X и S, они продаются лучше, чем предыдущие итерации, несмотря даже на дефицит и практически полное отсутствие их в свободной продаже, — отметил эксперт.

Сейчас, безусловно, можно отметить повышение интереса к компьютерным играм, и оно не всегда означает увеличение зависимости, в свою очередь, отметила кандидат психологических наук, доцент Московского городского педагогического университета Лариса Овчаренко.

— Беспокойство родителей, что у их детей игровая зависимость, всегда в пятерке самых популярных обращений к психологам. Но не всегда это подкреплено реальной болезнью. Здесь речь скорее о разнообразии детского досуга. Сейчас люди стали повышать таким образом уровень своих впечатлений, потому что на фоне изоляции и длительных карантинов испытывают нехватку в положительных переживаниях, — считает она.

По мнению психолога, это здравый подход к собственной психике. А о компьютерной зависимости можно говорить только тогда, когда присутствует «синдром отмены».

— Если у ребенка или взрослого есть чувство, что при завершении игры ему просто необходимо снова зайти в нее, чтобы почувствовать себя лучше, тогда это показатель игровой зависимости, — уточнила эксперт.

Но есть и другое мнение. Любой уход от реальности — это легкая форма зависимости, считает психолог Ольга Латынцева.

— Игра более четырех часов в день может быть опасна, потому что человек настолько отрывается от реальности, что уже не понимает, в каком мире он находится. Одно дело, когда человек играет 40 минут после работы, а другое, когда он полностью погружается в игровой процесс. От этого сильно расшатываются нервы, и пользы от такой игры не будет. Поэтому важно ставить себе ограничение по времени на это занятие, — отметила она.

Данный тренд продлится и после того, как различные ограничения, связанные с пандемией, будут сняты, считает Азамат Тегаев. Потому что игры сейчас кажутся гораздо более выгодным и доступным досугом, чем многие другие варианты. Да и в целом собраться компанией у телевизора вместе с пиццей и газировкой, чтобы поиграть в виртуальный футбол или файтинг, может оказаться куда проще и дешевле, чем поход в ту же пиццерию или ресторан, заключил эксперт.

Вероника Кулакова

Тематики: Рынок ПК, ПО, Гаджеты

Ключевые слова: исследование рынка, игры