MVNO нашли гормон роста

MVNO в Рос­сии в 2021 г. пош­ли вширь и вглубь. Вир­ту­аль­ные опе­рато­ры ищут точ­ки рос­та - ти­ражи­руют ре­шения на но­вые вер­ти­каль­ные рын­ки, в час­тнос­ти ре­тейл, а так­же ос­ваи­вают прин­ци­пи­аль­но но­вую ни­шу кор­по­ратив­ных се­тей LTE.

С трибуны XIII Международного бизнес-форума "Wireless Russia & CIS: Сети LTE, 5G и IoT", организованного информационной группой ComNews, директор проектного офиса MVNO ПАО "Ростелеком" Алексей Чернецов рассказал, что "Ростелеком" в роли виртуального оператора уже создал несколько корпоративных LTE-сетей, для каких компаний - коммерческая тайна. Он объяснил, для чего это нужно оператору: "Каждый корпоративный клиент "Ростелекома" является еще его заказчиком. Для нас MVNO - способ делать конвергированные системы. Клиенты "Ростелекома", уже являясь таковыми, выбирают наш MVNO. Спрос на корпоративные проекты в виде приватных сетей увеличивается, так что перспективы есть. Для нас MVNO – это больше точек соприкосновения с клиентом".

Генеральный директор ООО "Сбербанк-Телеком" ("СберМобайл") Руслан Гурджиян считает, что у союза хост-оператора (который строит сети 5G-ready) с MVNO большое будущее. "5G-ready корпоративную сеть нужно иметь, чтобы воспользоваться слайсингом. Виртуальный оператор должен обладать нужными специалистами, а хост-провайдер - быть не против сделать соответствующие настройки", - поясняет Руслан Гурджиян.

Директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) Сергей Волков ответил, что проблем со стороны хост-оператора, которым является Tele2 не будет, осталось дождаться 5G в России, как базового сервиса на рынке. "Слайсинг, eSIM и голос, который окончательно перейдет в дату, даст безграничные возможности развития рынка MVNO. Это потенциал, который поможет расти рынку быстрее, таких проектов, думаю, будет много. Мы, как хостящий оператор, единственный в России, этот процесс, конечно, поддержим", - сообщил Сергей Волков.

Основатель MCN Telecom Александр Мельников рассказал, что MVNO в Европе получили возможность предоставлять услуги на больших скоростях в сетях 5G, но он пока не видит принципиальных прорывных услуг, которые требуют именно сетей пятого поколения, которые без 5G нельзя предоставлять. "Рынок ищет те услуги, которые будут требовать 5G. В маркетинговом плане есть такие MVNO, которые рекламируют 5G: например, в Англии есть виртуальные операторы, которые рекламируют 5G и делают специальные тарифы", - рассказал Александр Мельников.

Алексей Чернецов сказал, что "Ростелеком" придумал несколько кейсов с 5G. Например, в транспортной отрасли, где необходимо большое количество датчиков, 5G поможет таким устройствам общаться между собой. "Для меня интересен опыт сделать умную сеть, которая позволит устройствам обработать большое количество данных без человека. Или, например, просмотр большого концерта и участие в интерактиве без задержек", - пояснил он.

Генеральный директор Transatel S.A. (MVNO, Франция), президент ассоциация MVNO Europe Жак Бонифе сомневается, что MVNO смогут получать маржу на 5G в течении следующих нескольких лет. "В России Transatel работает с Tele2. Я думаю, что 5G открывает двери для конвергенции между публичными и частными сетями", - добавил он.

Сергей Волков рассказал, что этом году Tele2 с одним из ритейлеров запустит MVNO. "Планы у нас есть и проект в работе. Связь от этого MVNO работает, остались технические вопросы по запуску, думаю мы уложимся в этот год", - сообщил Сергей Волков.

Он не назвал ритейлера, решившегося на запуск MVNO, но в январе 2021 г. президент, генеральный директор "Магнита" Ян Дюннинг на Гайдаровском форуме рассказал, что "Магнит" планирует в 2021 г. запустить виртуального оператора связи Magnit Mobile.

Ближайший конкурент "Магнита" – X5 Retail Group запускал собственного виртуального сотового оператора "Алле" на базе сети МТС в 2010 г. и планировал подключить не менее полумиллиона абонентов, но свернул этот проект спустя два года после старта (в 2010 году).

"Можно и нужно ждать MVNO от крупных ритейлеров в России, - заверил Сергей Волков. - Почему раньше не взлетели такие проекты в ритейле, не знаю, наверно было не время".

Руслан Гурджиян вызвался объяснить причину "провала" MVNO в ритейле: "Виртуальный оператор – блюдо, которое едят как минимум, вдвоем. В тот период MVNO не взлетели не только в ритейле, но и везде. Тогда хост-операторы исповедовали концепцию, что хозяин сам решает технические моменты. Они не были заинтересованы в масштабном успехе крупного проекта, только в нишевом сегменте. Ренессанс MVNO в России связан с изменением базовой идеологии хостящих операторов, тем самым открывая возможности долгосрочного развития виртуальных операторов. Думаю, потенциал развития MVNO, где есть контакт с пользователем, будет зависеть именно от этого. Ритейлеры обожглись на молоке и теперь дуют на воду. На сколько я знаю, в ближайшее время мы что-то увидим".

Сергей Волков (Tele2) предупредил, что "большой тройке" надо беспокоиться: "Мы с открытыми глазами играем в эту игру, MVNO - одно из главных направлений для Tele2.

Наш бизнес сумел вырасти с нуля, и мы нацелены на то, чтобы его развивать. Возможности MVNO будут становиться все больше, вопрос, как это монетизировать. Но мы знаем, как это делать. Мы экспериментируем и с другими сегментами, и смотрим на большой бизнес с "Ростелекомом". Хорошо, что на этой поляне пока не видно конкурентов, для нас возможностей все больше и больше. Мы знаем, как хотим развивать этот продукт", - резюмировал Сергей Волков.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: сотовые операторы, сотовая связь, MVNO