Дешевая связь подорожала

По ито­гам 2020 г. в Рос­сии без­ли­мит­ные та­рифы на мо­биль­ную связь по­доро­жали на 38%, но ока­зались са­мыми де­шевы­ми в ми­ре. Та­кие ре­зуль­та­ты при­водит Content Review. Стои­мость 1 Гб мо­биль­но­го тра­фика в Рос­сии так­же од­на из са­мых не­доро­гих в ми­ре. По это­му по­каза­телю за год на­ша стра­на под­ня­лась с шес­то­го на вто­рое мес­то, где чем вы­ше в рей­тин­ге на­ходит­ся стра­на, тем бо­лее де­шевая стои­мость мо­биль­но­го тра­фика.

В 2020 г. на стоимость услуг связи повлияла пандемия коронавируса и введение режима самоизоляции в большинстве стран. В результате этого нагрузка на сети операторов, по оценкам Content Review, возросла на 20-40%, и это потребовало увеличения емкости сетей и затрат на их ремонт. Кроме того, тарифы выросли из-за финансового кризиса и волатильности нацвалют.

По данным Content Review, средняя стоимость 1 Гб в мире составила 189,8 руб., в России - 24,6 руб. В 2019 г. эти показатели были на уровне 187 и 37,3 руб. соответственно. Рост средней стоимости 1 Гб в мире обусловлен возросшими расходами операторов на запуск 5G и незапланированную модернизацию сетей в связи с возросшей нагрузкой на инфраструктуру в период пандемии коронавируса.

"Снижение стоимости 1 Гб в России обусловлено последовательным переводом абонентов на тарифы с большими пакетами трафика, при этом подорожание тарифов происходит медленнее, чем увеличение пакетов услуг. Средняя стоимость тарифа с безлимитным интернетом в мире составила 4405,1 руб., в России - 830 руб. К концу 2019 г. эти показатели составили 3181,8 руб. и 602,5 руб. соответственно", - говорится в сообщении Content Review.

Авторы исследования пришли к выводу, что рост среднего тарифа с безлимитным интернетом в России вызван переводом этой услуги в разряд опциональных. И это позволяет операторам регулировать ее стоимость, не учитывая стоимость основного тарифа. Огромное влияние оказал режим самоизоляции. Он спровоцировал высокую нагрузку на мобильную сеть в спальных районах.

Как считает генеральный директор J’son & Partners Consulting Наталья Водянова, заявление, что "в России самые дешевые тарифы", сильно натянуто. "Надо сравнивать средний уровень заработных плат по странам, если B2C, и среднюю доходность компаний - B2B. Поскольку стратегия ценообразования оператора привязана к эластичности спроса, то при беднеющем населении - снижающихся доходах и перекредитованности населения - и при производительности труда в пять, а в ряде отраслей в 10 раз меньшей, чем в США, например, российский оператор ограничен в своих желаниях поднять тарифы до уровня развитых стран", - говорит Наталья Водянова.

Увеличение тарифа влечет за собой отток абонентов, поэтому все определяется политикой ценообразования и взвешенными рисками: предлагать высокий тариф узкой прослойке населения или компаний или обеспечить массовость. "Посему да, наше место где-то в той десятке, что авторы и указали. До тех пор, пока экономическая ситуация в стране радикально не улучшится. Особо гордиться здесь, увы, нечем", - добавила эксперт J’son & Partners.

Помимо этого, по словам директора по анализу процессов цифровой трансформации J’son & Partners Александра Герасимова, сейчас в российской экономике есть очень неприятная тенденция одновременного быстрого роста себестоимости, причем не только в телекоме, и не менее быстрого снижения доходов основной массы населения и бизнесов. "Если бизнесам решать проблему наиболее простым способом, какой, собственно, они сейчас и используют, а именно - повышением цен, то это приведет к снижению потребления на существенно большую величину, чем повышение цен, то есть к снижению объемов рынков и выручки бизнесов", - объясняет Александр Герасимов.

Есть более сложный способ - технологического развития. Он позволяет существенно снизить себестоимость за счет внедрения принципиально новых технологий, например сетей нового поколения, в частности 5G. Однако это требует больших капзатрат и долгосрочной стабильности, так как такие проекты обычно долго окупаются. "Этому мешает отсутствие этой самой стабильности и, что не менее важно, культуры инноваций в подавляющем большинстве российских бизнесов", - уверен Александр Герасимов.

В ПАО "МегаФон" на запрос ComNews не ответили. В ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") исследование Content Review комментировать отказались.

В Tele2 уверены, что гарантом от излишнего повышения цен в стране остается жесткая конкуренция между игроками. "При росте наполнения тарифов уровень цены на связь почти не меняется, - убеждена пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова. - Что касается безлимитов, то мы всегда делали акцент на негативном влиянии этого продукта на рынок. При распространении безлимитов трафик растет быстрее выручки и нелинейно, что приводит к чрезмерно высоким нагрузкам на сеть".

Пресс-секретарь ПАО "МТС" Алексей Меркутов говорит, что на российском рынке за прошлый год рост мобильного трафика составил более 40% по сравнению с 2019 г. "В связи с этим меняются и наиболее популярные в России пакетные тарифы. Количество гигабайт, включенных в пакет мобильного интернета, растет почти во всех регионах", - отметил он.

Исследование тарифов на услугу мобильного интернета проводилось в 50 странах мира. Его авторы проанализировали тарифные предложения 136 операторов, как пакетные с ограничением трафика, так и безлимиты. Для расчета стоимости гигабайта брались тарифы с включенным трафиком до 15 Гб (в ряде стран - до 20 Гб). В каждой из стран рассматривались тарифы до четырех крупнейших национальных операторов для столичных регионов. Итоговая стоимость переводилась в рубли по курсу ЦБ РФ на начало 2021 г. Список стран был сформирован в первом исследовании "Индекс гигабайта" от 2016 г., на основе данных по размеру ВВП (место Венесуэлы в 2019 г. заменила Румыния).

Анас­та­сия Сам­со­нова

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: тарифные планы, сотовая связь