Беспилотная подготовка: ужесточение норм для дронов отложили на год

Власти перенесли введение норм об обязательной сертификации малых дронов (30 кг и менее) и обучении пилотов наравне с экипажами других воздушных судов как минимум на год. Предполагалось, что такой законопроект внесут в Госдуму в этом году, но правительство отказалось от этих планов, выяснили «Известия». С инициативой законодательно ужесточить требования к беспилотникам ранее выступал Минтранс. Ведомство продолжает работу над законопроектом, сообщили «Известиям» в министерстве. Участники рынка считают, что инициатива Минтранса выльется в неподъемные расходы, которые сделают использование беспилотников невыгодным.

Законопроект в пролете

Правительство решило исключить законопроект Минтранса о введении обязательной сертификации для малых дронов и обучении их пилотов наравне с экипажами других воздушных судов из плана законопроектной деятельности на 2020 год. Это следует из распоряжения премьер-министра Михаила Мишустина, подписанного 20 октября 2020 года. С документом ознакомились «Известия». Это означает, что кабмин если и внесет законопроект в Госдуму, то не раньше 2021 года.

Разработанные Минтрансом поправки в Воздушный кодекс были опубликованы на портале regulation.gov.ru 7 сентября. Законопроект предлагал ввести обязательную сертификацию малых беспилотников (сейчас она необходима только для судов массой больше 30 кг). Кроме того, документ предусматривал, что управлять такими дронами смогут только люди, которые прошли подготовку по федеральным авиационным правилам, как и экипажи воздушных судов.

По информации «Известий», инициатива отложить внесение законопроекта в Госдуму в этом году исходила от Минтранса. В ведомстве и в правительстве не стали комментировать эту информацию.

В то же время в Минтрансе отметили, что работа над законопроектом продолжается, а вопрос об упрощенном режиме сертификации беспилотников и обучения пилотов находится в проработке. В ведомстве подчеркнули, что предлагаемое регулирование относится исключительно к беспилотным воздушным судам (БВС) с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, используемым для коммерческих перевозок грузов, почты или выполнения авиаработ.

— Законопроект направлен на минимизацию рисков причинения ущерба третьим лицам или имуществу по причине использования БВС, не отвечающего минимальным требованиям безопасности полетов и управления им неквалифицированным внешним пилотом, — пояснили в министерстве.

Однако рабочая группа по совершенствованию законодательства в целях обеспечения реализации плана мероприятий Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет», объединяющая участников рынка беспилотников, критиковала законопроект. Отрасль настаивает, что инициатива Минтранса выльется в неподъемные расходы, которые сделают использование беспилотников невыгодным по сравнению с альтернативами.

«Принятие предложенного Минтрансом законопроекта приведет к существенному увеличению области предоставления госуслуг с прямым участием государства в лице уполномоченных органов (Росавиации), росту административных барьеров в развитии рынка БАС (беспилотных авиационных систем), значительному возрастанию временных и финансовых затрат на получение разрешительных документов для коммерческого использования БАС», говорится в письме ассоциации «Аэронет» (есть в распоряжении «Известий»).

Всё это ожидаемо приведет к торможению развития рынка БАС и услуг с их использованием либо уходу большей части рынка в «теневую» область, считают авторы документа.

Впрочем, в Минтрансе утверждают, что на расширенном заседании рабочей группы «Аэронет» высказаны позиции в поддержку существующей редакции законопроекта. В вопросах обеспечения безопасности полетов, охраны жизни граждан и имущества необходимо взвешенно подходить к возможным затратам отраслевых предприятий, планирующих вести коммерческую деятельность в этой сфере, подчеркнули в ведомстве. Наличие сертификата, удостоверяющего соответствие требованиям, является гарантом свободной работы на рынке услуг, сказали там.

Рабочая группа выразила позицию профессионального сообщества, и «Платформа НТИ» согласна по всем вопросам, говорит ее пресс-секретарь Юрий Сушинов. По его словам, в вопросах подготовки персонала и сертификации «легких» БАС есть неурегулированные моменты. Доработать Воздушный кодекс в этой части действительно нужно, согласен он. Но стоит не усложнять процедуры, а дифференцировать требования и процедуры в зависимости не только от массы БВС, а также целей и условий использования.

— Предложенные Минтрансом инициативы в виде обязательной государственной сертификации «легких» БАС и персонала повлекут значительные расходы для бизнеса и государства на исполнение и администрирование предлагаемых процедур, — отметил Юрий Сушинов.

По его словам, законопроектом усложнялась сертификация для коммерческих полетов, но предполагалось освободить от обязательной сертификации всех, кто не выполняет авиационные работы или коммерческие перевозки и заказы. Возникает ситуация, когда при одном и том же полете дрона предъявляются разные требования. Это явно не способствует безопасности, сказал Юрий Сушинов.

Развиваться нельзя регулировать

Главное в регуляторике — это ответственность регулятора за показатели развития, уверен директор «Аэронета» Глеб Бабинцев. Иначе всё останется как есть, и законодательство продолжит формироваться по запретительному принципу, считает он.

Отрасль вовсе не призывает отказываться от сертификации БВС до 30 кг, говорит технический директор и главный конструктор «Птеро» Амир Валиев. Предъявляемые требования должны соответствовать степени риска. Она не должна быть во всех случаях максимальная, как при полетах на малой высоте над густонаселенной местностью, указывает эксперт.

Отсутствие необходимости сертифицировать БВС со взлетной массой менее 30 кг способствовало бурному развитию этой категории беспилотников и появлению новых услуг, обратил внимание Амир Валиев. В качестве примера он привел вышедший почти год назад закон о возможности летать до высоты 150 м в пределах визуальной видимости без заявок на использование воздушного пространства. Это привело к почти троекратному росту продаж мультикоптеров. Их, как правило, используют для свадеб, презентаций недвижимости и так далее.

Необходимость повышения безопасности эксплуатации легких беспилотников сомнения не вызывает, рассуждает руководитель центра технологий, медиа и телеком EY Юрий Гедгафов. Однако применение к ним правил пилотируемой авиации будет неэффективно из-за множества отличий: дистанционное или автономное управление, сверхнизкие высоты и скорости, количество, в десятки раз превышающее число пилотируемых судов, перечисляет он.

Потенциал применения беспилотников в России огромен, особенно с учетом территории и развития транспортной инфраструктуры, полагает Юрий Гедгафов. Но рынок растет медленно, многие российские производители беспилотников фокусируются на зарубежных рынках, в том числе из-за сложностей регулирования. Мировой опыт показывает, что можно повысить безопасность эксплуатации дронов, при этом не ограничивая развитие областей применения.

С точки зрения коммерческого применения лицензирование операторов беспилотников и проверка качества заявленных технических характеристик аппаратов представляется логичным, говорит генеральный директор Infomost Борис Рыбак. При этом перед введением новых сертификационных процедур нужно проанализировать, какая техника и в каких количествах поступит на рынок в ближайшие годы, чтобы не выстраивать непреодолимые барьеры для ее входа на рынок.

По мнению председателя правления ГК «Геоскан» Алексея Семенова, в регуляторике по БПЛА должно быть обязательно учтено мнение отраслевого сообщества. Оно стало достаточно зрелым, чтобы предлагать решения, которые не только способствуют развитию рынка, но и обеспечат защиту безопасности и интересы государства, заключил он.

Анна Устинова, Герман Костринский

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование, беспилотники, Дроны