Система-112 ждет уточнений

В Гос­ду­му РФ вне­сен за­коноп­ро­ект о еди­ном но­мере экс­трен­ных служб "112". При­нятие за­коноп­ро­ек­та дол­жно сни­зить ущерб и по­тери от про­ис­шес­твий и чрез­вы­чай­ных си­туа­ций за счет соз­да­ния сис­тем-112 в субъ­ек­тах РФ.

Проект федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" подготовлен Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с указанием Президента РФ.

Законопроектом вводится определение системе-112. Это совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру "112" и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами. При этом силами системы-112 будут являться оператор системы-112 (организация, создаваемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для обеспечения функционирования системы-112, а также обеспечения приема вызова по единому номеру "112", его обработки и передачи диспетчерским службам) и диспетчерские службы (структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, обеспечивающие прием вызова по единому номеру "112" от оператора системы-112). Средствами системы-112 являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, включая региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи.

Принятие законопроекта должно снизить ущерб и потери от происшествий и чрезвычайных ситуаций за счет создания систем-112 в субъектах РФ. Также документ призвал разграничить полномочия в области эксплуатации и развития системы-112 между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации системы-112.

Одной из целей принятия законопроекта, согласно пояснительной записке к нему, является закрепление нормы возмездного оказания услуг связи при обеспечении обратного вызова от диспетчеров экстренных оперативных служб и операторского персонала центров обработки вызовов. Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса университета "Синергия" Александр Алексеев пояснил: "В переводе на простой язык в законе должна быть указана стоимость одной минуты разговора диспетчера или оператора с абонентом, которому требуется экстренная помощь и, которая будет оплачена из бюджета (федерального, регионального или местного) оператору связи (например Tele2 или "МегаФон"). Однако в самом тексте законопроекта эта цель не нашла отражения и, соответственно, норма возмездного оказания услуг в законопроекте не закреплена. Возможно, это связано с тем, что с операторами "большой четверки" размер такой нормы не согласован".

Пресс-служба ПАО "МегаФон" отметила, что Система-112 работает в подавляющем большинстве субъектов РФ и включает не только обеспечение голосовых вызовов от абонента к оператору Центра обработки вызовов по номеру 112, но и передачу СМС, геокоординат звонящего. "В разных субъектах система находится в разной степени готовности. Работа системы регулируется постановлениями правительства, приказами Минкомсвязи и Указом Президента. Есть ряд вопросов, которые требуют решения. Чтобы дать оценку новому законопроекту, нам нужно время на его изучение", - прокомментировала пресс-служба "МегаФона". Остальные операторы "большой четверки" отказались от комментариев.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что принятие законопроекта установит единые принципы, требования, временные параметры, регламенты создания, функционирования и развития системы-112, реализация которых в настоящее время реализуется на основании методических рекомендаций, совместных писем и обращений МЧС России и Минкомсвязи России, поручений Правительства РФ. Законопроект рассмотрен и согласован федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти более чем 60 субъектов РФ.

"В условиях сложной эпидемиологической обстановки, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, принятие законопроекта, позволяющего как организовать взаимодействие экстренных оперативных служб и доведение помощи пострадавшим гражданам в возможно короткий срок, так и обеспечить формирование, анализ и выгрузку метаданных, необходимых для использования органами власти всех уровней при принятии управленческих решений, должно быть обеспечено в приоритетном порядке", — говорится в пояснительной записке.

"Мы продолжаем работу по развитию системы экстренных оперативных служб, с которыми можно связаться по единому номеру "112". Планируем, что в следующем году система "112" будет доступна по всей стране", — сообщил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

В финансово –экономическом обосновании к законопроекту указывается, что финансирование создания системы- 112 осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в РФ на 2013-2017 гг.".

"В этой программе были перечислены экстренные службы, которые являются участниками программы, а именно служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор". Именно эти службы осуществляют прием вызовов (сообщений о происшествиях) от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств. Вместе с тем в самом законопроекте фактически не указаны экстренные службы, которые участвуют в обеспечении деятельности системы -112, право определять перечень таких служб передано правительству. Фактически внесенный законопроект перечисляет полномочия органам государственной власти, которые и без указанного проекта им принадлежат и какой-то особой нужды в указанном законопроекте не имеется. Кроме того, в соответствии с федеральной целевой программой система -112 уже в 2017 должна была быть реализована на всей территории РФ. Представляется правильным, чтобы МЧС России, как координатор программы, прежде чем вносить достаточно невнятные законопроекты, предоставил общественности отчет о ее выполнении и расходовании 40,4 млрд рублей", - рассказал корреспонденту ComNews Александр Алексеев.

Президент ГК "Национальные информационные системы" Павел Чумаков отметил, что внесение в государственную думу законопроекта о едином экстренном номере 112 давно назревший вопрос. "К сожалению, не все субъекты развернули систему 112 на должном уровне. Единая система позволяет едино-дежурно диспетчерским службам оперативно реагировать на сигналы населения, тем самым снижая показатели ущерба от ЧС. Сейчас операторы должны предоставлять бесплатный доступ к номеру 112. Возмездное оказание обратного вызова - это спорный вопрос. Т.е. если диспетчер Вам перезванивает с целью уточнить ваше состояние, вам выставят счет? В России уже несколько лет введена норма о том, что входящие вызовы бесплатны. В связи с этим эта инициатива требует реакции Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, - прокомментировал Павел Чумаков, - Со мной был случай, когда, проходя по улице увидел открытый распределительный электрический щит на улице. Если бы дети туда залезли, беды не избежать. Звонки в электросети не дали результата. Набрав номер 112 и сообщив оператору суть вопроса, адрес и свои опасения стал ожидать, ремонтная бригада приехала через 30 минут и устранила опасность. Потом раздался звонок оператора 112 с просьбой проверить, все ли устранено. Так что можно смело заявлять: система 112 работает, и она необходима".

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, Система-112