Коронавирус стоил операторам связи миллиардов

Пан­де­мия обош­лась рос­сий­ским опе­рато­рам мо­биль­ной свя­зи в 30 млрд руб. Об этом со­об­щи­ло ана­лити­чес­кое агентство Content Review. Наи­боль­ший удар ре­жим са­мои­зо­ляции на­нес по опе­ратор­ской роз­ни­це и роу­мин­го­вой вы­руч­ке. По прог­но­зам ана­лити­ков, па­дение опе­ратор­ской вы­руч­ки по ито­гам го­да сос­та­вит 9-11%.

Авторы исследования отмечают, что пандемия коронавируса сказалась на ритейле (минус 40%), роуминге (минус 30%), OPEX или CAPEX (минус 20%) мобильных операторов. Еще 10% пришлось на курсовую разницу и падение в российском финансовом секторе.

Аналитики оценили прямые и косвенные расходы, недополученную прибыль операторов от пандемии на основе официальной отчетности крупнейших игроков за I квартал, публичных комментариев их представителей и прогнозов. Также они использовали данные, которые под источник предоставили участники рынка. Content Review оценило данные за март, апрель и май этого года. Первые признаки негативного влияния операторы связи обнаружили в феврале 2020 г., говорится в исследовании.

"Мы не проводим опросов. Это неэффективный метод исследования, так как выборка не получается нерелевантной, равно как делиться данными и оценками официально сотрудники операторов не могут, так как связаны NDA. Данное исследование основано на интервью с сотрудниками операторов "большой четверки" в неофициальном порядке. Однако, все полученные данные проверялись перекрестными вопросами у других участников рынка. Озвученная нами оценка является общей и компромиссной по итогам тех данных, которые мы получили в неофициальном порядке", - объясняет руководитель агентства Content Review Сергей Половников.

В ритейле выручка снизилась, во-первых, потому что практически прекратилась продажа новых SIM-карт. Во-вторых, на фоне динамики курса нацвалюты и снижения покупательской способности, многие клиенты отложили приобретение новых телефонов и планшетов, отмечают аналитики Content Review. Кроме того, из-за режима самоизоляции большинство покупателей стремились пользоваться онлайн-каналами продаж. Рост интернет-продаж операторы зафиксировали и в рознице, однако он не компенсировал падения продаж в салонах. Агентство оценило негативный финансовый эффект от коронавируса на операторскую розницу в целом в 12 млрд руб. Падение выручки от международного и въездного роуминга обошлось в 9 млрд руб.

Необходимость создать избыточные мощности сетей из-за режима самоизоляции и бума домашних офисов вынудила операторов перераспределить расходы в рамках капзатрат. Таким образом, непредвиденные расходы операторов, по оценке Content Review, составили 6 млрд руб., а дополнительные расходы (изменение курса и финсектора) - 3 млрд руб.

По прогнозам агентства, падение выручки мобильных операторов по итогам года составит 9-11% из-за совокупности негативных факторов: повышение объема потребляемых услуг не увеличит доходы с пакетных тарифов, покупательская способность продолжит снижаться, а выручка от роуминга после открытия границ будет незначительной.

Опрошенные ComNews операторы "большой тройки", не смогли предоставить предварительные цифры убытков компаний от коронавируса. В ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") считают, что пока их точный размер определить сложно: падение доходов напрямую будет зависеть, будет ли "вторая волна" заболевания. "Если второй волны пандемии не будет, а во многих регионах до сих пор ситуация с коронавирусом крайне тяжелая, то окончательно от последствий операторы избавятся только во второй половине 2021 года", - предположил Сергей Половников.

Анас­та­сия Сам­со­нова

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: финансы, сотовые операторы