Минкомсвязи на страже российского ПО

Гос­компа­нии пы­та­ют­ся обой­ти сис­те­му оте­чес­твен­ных за­купок, при­думы­вая раз­личные трю­ки для внед­ре­ния им­пор­тно­го обо­рудо­вания. Ми­нис­терс­тво циф­ро­вого раз­ви­тия, свя­зи и мас­со­вых ком­му­ника­ций на­мере­но про­кон­тро­лиро­вать этот воп­рос, ак­туа­ли­зиро­вав еди­ный ре­естр рос­сий­ско­го ПО и сфор­ми­ровав спрос на оте­чес­твен­ное обо­рудо­вание. В 2020 г. поя­вит­ся про­об­раз ре­ес­тра прог­рам­мно-ап­па­рат­но­го ком­плек­са, а к 2024 г. до­ля оте­чес­твен­но­го ПО, за­купае­мо­го го­сударс­твом, дос­тигнет 80-90%.

На мероприятии, посвященном юбилею Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" (АРПП) замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Евгений Кисляков сообщил журналистам, что для того, чтобы экономика развивалась необходимо развивать собственные отечественные платформы. "Это тот фундамент, без которого невозможно построение безопасной цифровой экономики на отечественных решениях. Мы с коллегами начинаем обсуждать, каким образом можно обеспечить необходимый уровень финансирования этих работ. Одна из наших принципиальных позиций – обязательное софинансирование участников рынка. Мы считаем, что неправильно государственные деньги отдавать компаниям. Мы считаем, что каждая компания должна софинансировать производство ПО. Второе – мы считаем, что ресурсы необходимо давать не на развитие программного продукта, а на его внедрение. Потому что в результате внедрения выявляются потребности заказчика, все функциональные требования, необходимые, чтобы ПО работала качественно. Исходя из этих принципов мы с коллегами сейчас решаем, разработку каких типов ПО необходимо поддерживать", - рассказал замминистра.

Председатель правления АРПП "Отечественный софт", президент ГК InfoWatch Наталья Касперская отметила, что речь идет о поддержке восьми направлений разработки отечественного ПО. "Это все платформенные решения, которые трудно коммерциализируются. То есть, операционные системы, системы управления базами (СУБД), системы виртуализации, инженерные системы", - сказала она, добавив, что средства также нужны на доработку функционала и поддержку заказчиков. По данным Натальи Касперской, предполагается, что на эти цели будет выделяться 50% со стороны разработчиков и, в случае выделения субсидий, - 50% со стороны государства.

Председатель правления АРПП напомнила, что еще 10 лет назад не существовало такого понятия, как импортозамещение. "В 2012 году президент РФ Владимир Путин (на тот момент Председатель Правительства РФ) выдал предписание, но было ощущение, что мы боремся с ветряными мельницами. Перелом произошел в конце 2914 – в 2015 году, когда государство стало поворачиваться к нам лицом, и мы увидели эффект своей работы. Сейчас импортозамещение объявлено, но крупные гос. компании сопротивляются. Они придумывают различные трюки как не купить отечественное оборудование. Например - делают программно-аппаратный комплекс (ПАК), внутрь которого входит иностранное ПО. Функция контроля за тем, как производятся гос. закупки – совершенно не лишняя. У компаний много трюков – кто-то пытается пролезть в реестр под видом отечественного, сменив "шапочку", кто-то пытается продавать оборудование как сервисную услугу и т.д. С этим приходится бороться. Я считаю сами критерии отнесения ПО к отечественному отработаны нормально. Но – есть критерии, а есть эксперты. Какие бы жесткие не был критерии, нужно, чтобы на это посмотрели люди. Иначе они будут увиливать, меняться, мимикрировать", - рассказала Наталья Касперская.

Евгений Кисляков поддержал председателя правления АРПП и добавил: "Критерии нормальные, но мы сейчас все равно задумываемся, как их сформулировать более четко. Чтобы экспертам было проще работать, и комиссии принимать решение. Чтобы выводы не вызывали дискуссий и можно было четко обосновать, почему принято то или иное решение. Сейчас инструмент работает в полную силу. Другое дело, что за этот период менялись приоритеты и часть компаний, попавших в реестр на первых этапах, может быть сейчас не в полной мере соответствуют текущим приоритетам". "Приоритеты – это работоспособность с участием импортного ПО или с участием иностранных ПАК, - пояснил замминистра, - Если на первом этапе таких жестких критериев не было, то сейчас требования четко обозначены и, соответственно, возможно, нам необходимо будет запустить какую-то ветку в части актуализации этого перечня".

Евгений Кисляков сказал, что помимо выделения ресурсов ведомство будет активно участвовать в работе госкомпаний в части формирования планов по импортозамещению в части ПО. "Мы будем контролировать, насколько они планы выполняют. Наша задача – сформировать спрос на отечественное ПО. Мы уверены – будет спрос и качество отечественных ПО будет расти", - добавил он.

На вопрос корреспондента ComNews о том, почему объем поставок в российские госкорпорации импортного оборудования такими компаниями, как, например, Oracle и SAP с каждым годом все растет Евгений Кисляков ответил: "Мы непосредственно не управляем госкомпаниями, есть директивы правительства, которые обеспечивают задачу по запуску процесса импортозамещения и ПАК в этих компаниях. Сейчас мы приступаем к работе более системного анализа этих планов. В рамках плана по импортозамещению мы будем на следующих этапах контролировать, чтобы у нас объем зарубежных компаний в закупках госкомпаний сокращался, а объем отечественных компаний рос. Как раз работа по созданию ПАК – одна из таких задач, потому что часто госкомпании объясняют приобретение импортных решений недостаточной функциональностью и производительностью отечественных решений. У компаний сложные технологические процессы, и наша задача в рамках решения задачи по импортозамещению, не снизить производительность этих компаний. Нам важно, чтобы экономика во всех сферах развивалась и импортозамещение софта и ПО не мешало технологическому развитию этих компаний. Поэтому нам нужно показать, что отечественное ПО обладает необходимой производительностью и функциональностью. Когда мы это докажем, будем более активно менять зарубежные решения на отечественные", - рассказал замминистра. На вопрос о том, как именно министерство будет контролировать закупку отечественного ПО от ответил: "Контролировать будем через планы по импортозамещению".

Министерство не забыло и про малый бизнес. "Основное наше направление - поддержка заказчика. Значимую часть средств мы хотим направить на поддержку отечественного ПО - именно на поддержку заказчика, приобретающего ПО. Плюс у нас есть общее требование, зафиксированное в законодательстве на закупку ПО для малого и среднего бизнеса. Мы как министерство вставляем это требование в конкурсы, чтобы доля малого и среднего бизнеса у нас в закупках составляла не менее 10%, - рассказал Евгений Кисляков журналистам, - для малого бизнеса мы отдельно начинаем обсуждать инициативу, которая пришла от РСПП. Коллеги вышли с предложением, что нужно сформировать пул решений для малого бизнеса и стимулировать снизить стоимость таких решений, чтобы малому бизнесу было легче им воспользоваться. Это предложение мы приняли в работу. Кроме нас в проработке участвует Минэкономразвития, как ведомство, курирующее развитие малого и среднего бизнеса. Мы считаем, что нужно такую инициативу поддержать. Определить перечень ПО, необходимого для работы малого и среднего бизнеса, сформировать платформу, на которой можно будет собрать такого рода решения и сформулировать меру поддержки, которая обеспечит снижение стоимости ПО. Это будет специализированная подборка софта, который необходим именно малому и среднему бизнесу".

Евгений Кисляков рассказал, что до конца этого года Министерство завершит закупку офисного ПО. "Если мы говорим про антивирусы, офисное ПО – мы планируем в этом году сделать централизованную закупку офисного ПО. Доля российского софта по антивирусам будет 100%. Что касается сложного ПО – надо смотреть отдельно по каждому оборудованию, но мы планируем в рамках программы довести долю до 80-90%. Наш целевой ориентир - к 2024 г. доля отечественного ПО, закупаемого государством, должна достигнуть не менее 80-90%. Также нам необходимо сделать реестр ПАК – то есть реестр, который будет объединять и технические и программные решения, и железо для того, чтобы можно было гарантировать заказчику, что ПАК будет работать с должным качеством. Мы с коллегами плотно приступили к общению на эту тему. Есть несколько инициативных групп, которые прорабатывают этот вопрос. Я думаю, что в следующем году появится прообраз этого реестра", - сообщил Евгений Кисляков. Сейчас Единый реестр российского ПО — это основа механизма импортозамещения в России.

Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский рассказал корреспонденту ComNews: "Со стороны АРПЭ мы много раз обращали внимание на то, что ключевым является процесс формирования требований и технических заданий, а не процесс закупок. Государственное регулирование закупок, инструментом которого является статус российского происхождения, а также соответствующие реестры оборудования и программного обеспечения оказывает заметное влияние только на те рынки, где значительную долю составляет стандартизованная и взаимозаменяемая продукция. Например, это рынок персональных компьютеров. На других рынках требования совместимости отсекают от торгов любые решения, которые не соответствуют сложившейся ранее технической политике. Крупным заказчикам объективно удобнее, дешевле и безопаснее продолжить развитие своих ИТ-систем с крупными известными вендорами. Регулированием закупок сложно повлиять на эти предпочтения. Тем более, когда регулирование противопоставляет интересы российских производителей интересам заказчиков. Вопрос "Как бороться с тем, что гос. компании закупают импортное оборудование вместо отечественного?" содержит в себе это противопоставление. На мой взгляд, важно уйти от противопоставления и ставить цели, которые являются общими для заказчиков, эксплуатирующих оборудование, и для российских разработчиков и производителей. Одной из важнейших целей является создание доверенных систем связи и управления, как минимум в области инфраструктуры. Эта цель недостижима, пока используемое в инфраструктуре программное обеспечение и электронное оборудование имеет закрытые для заказчиков технологические каналы управления, доступные из других юрисдикций, т.е. управляемые зарубежными разработчиками. Все современное оборудование имеет такой канал управления. Решение проблемы внешнего закрытого канала управления - важнейший мотив для поиска или разработки доверенных решений. Насколько мне известно, нормативную базу, определяющую требования доверенности к различной инфраструктуре, готовит ФСТЭК. Важно, чтобы эти нормативы не остались под грифом ДСП в рамках систем специального назначения, а применялись в отношение всех объектов, составляющих инфраструктуру общего использования. С точки зрения долгосрочных перспектив важно, что концепция импортозамещения локальна по определению и не имеет экспортного потенциала, а доверенные ИТ-решения востребованы во всем мире", - прокомментировал Иван Покровский.

Президент Ассоциации средств индивидуальной защиты (АСИЗ) Владимир Котов сказал корреспонденту ComNews, что последние два года в ассоциации наблюдают в России активное развитие специализированных промышленных платформ для решения задач в сфере безопасности и охраны труда. "Особенно позитивен тот факт, что данные программы входят в реестр отечественного ПО. Поскольку наша ассоциация выступает за эффективный контроль безопасности труда, я считаю, что развитие отечественных разработчиков ПО для разных отраслей промышленности необходимо всесторонне поддерживать", - подчеркнул он.

Юлия Мельникова

Тематики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: Реестр отечественного ПО, Минкомсвязь