Брокеры провели мобилизацию. Борьба за клиента обостряется в виртуальном пространстве

На фоне роста интереса к фондовому рынку со стороны частных инвесторов профучастники активно развивают сервисы мобильных приложений. Круг ведущих игроков этого сегмента в целом сложился, и между ними разворачивается острая конкуренция за конечного пользователя. По мнению экспертов, выиграют те, кто предложит максимально простой торговый функционал в сочетании с качественным маркетингом.

“Ъ” опросил крупнейшие брокерские и управляющие компании, которые развивают мобильное направление для розничных клиентов. Интерес к фондовому рынку среди частных лиц растет, и профучастники стремятся занять эту нишу. Так, за 2018 год количество уникальных клиентов в системе торгов Московской биржи увеличилось почти в 1,5 раза и приблизилось к 2 млн человек, тогда как в 2017 году рост не превышал 20%, а в 2016 году — 10%. К концу марта количество клиентов превысило 2,2 млн человек (рост на 14% за квартал).

Первым из брокеров с предложением мобильной торговой платформы — FinamTrade — на рынок вышла ИК «Финам» в 2011–2012 годах. Но наибольший прирост пользователей по итогам 2018 года продемонстрировал один из молодых игроков, «Тинькофф Инвестиции»,— 1,8 млн установок приложения за всю историю существования, из них две трети в 2018 году. Самыми активными оказались пользователи мобильного приложения «Сбербанк Инвестор» — оборот по сделкам у них достигает 3 млрд руб. в день.

Участники рынка и эксперты приводят разные версии всплеска интереса к мобильным платформам. Управляющий директор по брокерским операциям ИК «Септем Капитал» Игорь Лаухин полагает, что «профучастники фактически продают клиентам возможность получения налогового вычета по индивидуальным инвестиционным счетам». Количество этих счетов в первом квартале выросло на 20% и превысило 721 тыс. По мнению главного исполнительного директора «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимира Потапова, рост активности связан и с «ожиданиями по изменению динамики валютных курсов».

Сыграла свою роль и маркетинговая кампания самих брокеров, активно развивающих сервисы для клиентов. Глава отдела администрирования проектов ИК «Финам» Валерий Бакушин отмечает тенденцию к упрощению торгового функционала, размытию специфики торговых операций путем автоматизации большинства шагов и действий. Например, пополнение счета и покупка бумаг для пользователя могут объединяться в одну операцию. Директор дирекции брокерского электронного бизнеса «БКС Брокер» Николай Жмуренко «фишкой» мобильного приложения компании называет сервис простых операций с валютой по биржевому курсу с минимальным лотом (от €1) и маркетплейс инвестидей независимых профессионалов фондового рынка.

Свои «фишки» есть у всех игроков. Директор по развитию брокерского бизнеса департамента глобальных рынков Сбербанка Константин Шульга настаивает на уникальности сервиса предоставления ликвидности «приблизительно по сотне выпусков еврооблигаций». Замгендиректора УК «Альфа-Капитал» Евгений Живов подчеркивает, что приложение компании округляет регулярные траты (не связанные с фондовым рынком) до суммы, которую выбирает пользователь, и направляет сдачу в инвестиции в ПИФы. В «Тинькофф Инвестициях» предлагают коллекцию тематических портфелей ценных бумаг и ленту новостей от Thomson Reuters, RNS, «Интерфакса» и других агрегаторов финансовой информации. Глава управления развития цифровых продуктов и мобильных приложений «Открытие Брокер» Антон Корнев говорит о возможности торговать «с плечом». Владимир Потапов выделяет сервис «советник по инвестициям (робоэдвайзер)», который собирает портфель, отслеживает его состояние и предлагает корректировки.

Большинство собеседников “Ъ” считают, что в целом рынок мобильных инвестиций уже сформирован и новым игрокам пробиться на него будет трудно. «Но до достижения потолка по увеличению числа пользователей еще очень далеко. Поэтому приложения будут бороться как за новых клиентов, так и удерживать действующих»,— говорит господин Жмуренко. При этом, как полагает господин Корнев, будет расти число клиентов, открывших счета с мобильных устройств и «живущих только в mobile».

Мария Сарычева

Тематики: ПО, Финансы

Ключевые слова: инвестирование, мобильные приложения