Россиянам создадут Цифровой профиль за 3,1 млрд руб

Минкомсвязи подготовило законопроект о Цифровом профиле граждан. Профиль будет аккумулировать данные из государственных информационных систем, доступ к нему будет возможен на платной и бесплатной основе. Проект готов реализовать за свой счет «Ростелеком», потратив на это 3,1 млрд руб.

Что такое Цифровой профиль граждан

Минкомсвязи подготовило законопроект о Цифровом профиле граждан. Документ ввиде поправок в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№149-ФЗ), «О персональных данных», «О связи» и Об основах охраны здоровья граждан в РФ» опубликован на портале regulation.gov.ru.

Основные поправки будут внесены в №149-ФЗ. В частности, в закон будет добавлено ряд понятий. Под идентификатором будет пониматься уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и технологических способов.

Идентификацией и аутентификацией лица будет считаться совокупность мероприятий по установлению идентификаторов и сведений о лице, сопоставлению данных сведений с идентификаторов или проверке данных сведений, а также по проверке лица на принадлежность лицу идентификатора посредством сопоставления идентификатор с имеющимися сведения о лице, и установления обоснованности использования лицом идентификатора.

Под цифровым профилем будет пониматься совокупность сведений о гражданах и юридических лиц, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Инфраструктура цифрового профиля будет создаваться в целях обмена сведениями в электронной форме между физическими лицами, организациями, государственными органами и органами местного самоуправления.

Для чего нужен Цифровой профиль граждан

С помощью инфраструктуры цифрового профиля можно будет обеспечить: идентификацию и аутентификацию физических и юридически лиц; доступ к самому профилю и предоставление сведений из него; предоставление и обновление по запросу государственных органов сведений о физическом и юридическом лице, содержащихся в цифровом профиле, в том числе в государственных информационных системах (ГИС); получение и отзыв согласия на обработку персональных данных граждан и сведений о юридических лицах (в случаях, когда требуется согласие); предоставление сведений для формирования запросов на получение государственных и муниципальных услуг и хранение сведений о гражданах и юридических лица, в том числе результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В случаях, предусмотренных законодательством, согласие граждан и юридических лиц на получение сведений о них с использованием инфраструктуры цифрового профиля не потребуется. Сведения о гражданах и юридических лицах, хранящиеся в инфраструктуре цифрового профиля, предоставляются в него и обновляются в автоматическом режиме государственными органами посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Срок предоставления сведений из Цифрового профиля

Госорганы и организации, осуществляющими в соответствии с законами отдельные публичные полномочия, должны предоставляться в инфраструктуру цифрового профиля и обновлять указанные сведения на постоянной основе в срок, не превышающий 15 секунд с момента внесения изменений в соответствующие сведения.

Аналогичным образом госорганы и указанные организации обязаны предоставлять сведения о гражданах и юридических лицах, не содержащихся в инфраструктуре цифрового профиля, по запросу, направленному с ее использованием. Срок предоставления таких сведений по средствам СМЭВ не должен превышать 15 секунд с момента поступления запроса.

Получение сведений физическими и юридическими лицами будет осуществляться с использованием инфраструктуры цифрового профиля. Запросы организаций на получение сведений о гражданах и юридических лицах с использованием инфраструктуры цифрового профиля могут осуществляться как не безвозмедной, так и платной основе. Более подробно данные вопросы будут обозначены в положении о цифровом профиле, которое примет Правительство.

Как идентифицировать граждан и организации

Идентификация или аутентификация лиц будет осуществляться путем применения документа, удостоверяющего личность, либо одного или нескольких идентификаторов, позволяющих достоверно определить соответствующее физическое или юридическое лицо. При совершении гражданско-правовых сделок стороны вправе в отношениях между собой использовать идентификаторы в соответствии с соглашением между ними.

Лицом, которое подтверждает верность идентификатора или ранее проведенной идентификации и аутентификации лица, могут выступать только кредитные организации, операторы сотовой связи,  операторы проводной телефонной связи, занимающие существенное положение, операторы государственных информационных систем и иные организации, соответствующие установленными Правительством требованиям.

Лица вправе проводить идентификацию и аутентификацию физических и юридических лиц с использованием сведений, полученных от вышеупомянутых организаций. Предоставление сведений о физических лицах указанными организациями осуществляется с согласия данных лиц.

Если идентификация и аутентификация лица необходима в силу федерального закона или требуется по заявлению лица, то сделка не совершается и не осуществляется вступление в иные правоотношениям, если такого согласия не было получено.  Результат идентификации и аутентификации лица при помощи информационно-технологических средств может подтверждаться электронным документом, предоставляемым посредством информационной системы, обеспечивающей дистанционную идентификацию и аутентификацию лица.

Изменения в другие законы

Согласно предлагаемым поправкам в Закон «О персональных данных», при обработке данных с использованием инфраструктуры цифрового профиля, если требуется согалсие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, субъект персональных данных дает согласие на их обработку в инфраструктуре цифрового профиля в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, ключ которой поулчен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за поулчением государственных и муниципальных услуг.

В Закон «О связи» предлагается дополнить нормой, что договор об оказании услуг связи может предусматривать направление его сторонами юридически значимых электронных сообщений в виде электронных документов с использованием идентификаторов, предусмотренных договором.

В Законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» сейчас предполагается предоставление гражданином добровольного медицинского согласия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА. Сейчас же предлагается уточнить, что применением простой электронной подписи возможно либо через ЕСИА, либо иным способом аутентификации и аутентификации, установленными ответственным органом власти.

Сколько «Ростелеком» готов потратить на создание Цифровых профилей

Мероприятия, связанные с созданием инфраструктуры Цифрового профиля, внесены в федеральный проект «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Соответствующие работы будут координировать Центробанк и Минкомсвязи, а реализовывать - «Ростелеком» и рабочая группа по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика».

В 2019 г на эти цели должно быть выделено 210 млн руб, в 2020 г - 1,15 млрд руб, в 2021 г - 1,72 млрд руб.  То есть всего создание Цифрового профиля обойдется в 3,1 млрд рую Предполагается, что указанные средства будут внебюджетными, а их источником станет «Ростелеком».

Если с «Ростелеком» будет заключено концессионное соглашение на создание системы цифровых профилей, то компания, разделив с государством расходы на создание системы, сможет зарабатывать на платных запросах к цифровым профилям. Однако ранее вице-премьер Максим Акимов выступил против реализации системы цифровых профилей на базе концессионного соглашения и возможности оператора системы зарабатывать на распространение данных о гражданах.

Автор: Игорь Королев.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: Ростелеком, регулирование, персональные данные, Минкомсвязь