Электронные госуслуги забуксовали

Поставленная президентом РФ цель на 2018 г. по достижению 70%-ной доли россиян, использующих госуслуги в электронной форме, под угрозой невыполнения (окончательные данные за 2018 г. еще не представлены). К таким выводам пришла Счетная палата РФ (СП). Аудиторы связывают это с рядом факторов, среди которых недостаточная компьютерная грамотность населения.

Владимир Путин в мае 2012 г. подписал указ о повышении проникновения электронных госуслуг (указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"). Согласно документу, к 2018 г. ими должны пользоваться не менее 70% населения.

Однако Счетная палата РФ выяснила, что выполнение президентского указа находится на грани срыва. Ведомство указывает в качестве одной из причин недостаточную компьютерную грамотность населения. 

Аудиторы указывают на то, что только в период с 2015 г. по 2017 г. с одного до восьми выросло количество субъектов, в которых граждане не пользуются госуслугами в интернете в должной мере. Более того, СП обнаружила, что 10 регионов, не выполнявших 70%-ный показатель в течение нескольких лет, в 2017-2018 гг. и вовсе не получили субсидии из федерального бюджета. Здесь встает вопрос обучения населения и эффективности распределения финансирования.

Напомним, что за эксплуатацию и развитие инфраструктуры электронного правительства - включает Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - отвечает АО "РТ Лабс" (дочерняя структура ПАО "Ростелеком"). В интервью ComNews в конце декабря 2018 г. генеральный директор "РТ Лабс" Михаил Бондаренко приводил некоторые цифры по использованию портала госуслуг. "Сегодня более половины населения России являются пользователями портала Госуслуг - почти 84 млн граждан (по данным на 2018 г. население России составляет 146,9 млн, а значит, госуслугами пользуется 57% россиян - Прим. ComNews), - сказал тогда Михаил Бондаренко. - На портале доступно более 29 тыс. федеральных, региональных и муниципальных госуслуг. В среднем количество посещений портала за 2018 г. увеличилось на 50% и составляет свыше 1,5 млн пользователей в сутки".

Однако представитель "РТ Лабс", ознакомившись с запросом, направил корреспондента ComNews в Минкомсвязи, сославшись на то, что это зона компетенции ведомства.

В Минкомсвязи не ответили на вопросы ComNews. В "Ростелекоме" воздержались от комментариев.

Счетная палата также в своем докладе сделала акцент на недостатках, допущенных Минкомсвязи при предоставлении субсидий регионам. В частности, перечисляют аудиторы в своем отчете, речь идет о несвоевременной подготовке нормативных актов, длительном проведении конкурсного отбора, поздних сроках заключения соглашений и перечисления субсидий субъектам РФ.

"Мы отмечаем недостаточную готовность министерства к предоставлению субсидий на начальном этапе. Проекты нормативно-правовых актов, определяющих порядок конкурсного отбора и предоставления субсидий в 2012-2013 гг., были подготовлены несвоевременно. В результате это повлекло позднее проведение конкурсных процедур и перечисление субсидий в конце года", - отметила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова.

В качестве примера СП приводит несколько цифр. "Соглашения с субъектами РФ в 2014 г. заключались Минкомсвязи в течение трех месяцев (с марта по июнь), в 2015 г. - с несоблюдением установленного срока от 60 до 83 дней", - следует из отчета.

Также СП обращает внимание на ненадлежащий контроль Минкомсвязи за соблюдением регионами условий предоставления субсидий. "Выездные проверки выполнения соглашений 2012-2014 гг. министерством не проводились, экспертные заключения по результатам проверки итоговой отчетности регионов за 2017 г. не оформлены, выездные проверки в 2018 г. не завершены, акты по результатам проверок 2018 г. отсутствуют", - констатировала Вера Чистова.

Коллегия СП направила информационные письма в правительство РФ и Минкомсвязи. Затем чиновники передадут отчет в Совет Федерации и Госдуму.

Анна Устинова

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: регулирование, электронные услуги, государственные электронные услуги