С электронной путевкой отдых подорожает

Министерство экономического развития РФ (МЭР) опубликовало проект постановления правительства, уточняющий процессы функционирования единой информационной системы электронных путевок. В документе прописан порядок ее создания, структура и условия предоставления содержащейся в системе информации. Представители туристических компаний сетуют, что новые правила потребуют дополнительных затрат от туроператоров и эти затраты перейдут на клиентов. В то же время туроператоры полагают, что законодательная инициатива будет способствовать повышению прозрачности в отрасли.

Минэкономразвития разместило проект постановления правительства РФ о создании и функционировании единой информационной системы электронных путевок. В документе прописаны порядок, структура единой информационной системы электронных путевок и условия предоставления информации, содержащейся в ней. Он подготовлен в соответствии с ч.8 ст.10.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Из пояснительной записки следует, что порядок доработан при участии АО "Национальные туристические технологии" (25% принадлежит дочерней структуре госкорпорации "Ростех" - АО "КРЭТ") с учетом указа президента РФ от 17 мая 2018 г. №Пр-840.

В пояснительной записке к документу сказано, что оператор системы будет определен отдельным НПА правительства РФ, поэтому в документе нет определения оператора системы. Тем не менее в тексте указано, что финансирование создания и функционирования системы и реализация функций оператора системы будут осуществляться за счет собственных средств "Национальных туристических технологий" и привлеченных внебюджетных средств. В Ростуризме и МЭР вчера не ответили на запрос ComNews по поводу претендентов на место оператора системы и роли "Национальных туристических технологий" в проекте.

"Создание единой информационной системы электронных путевок обеспечивалось в 2015-2017 гг. в рамках бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных Федеральному агентству по туризму", - следует из документа.

Согласно проекту, информация из системы будет доступна туристу, туроператору и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, а также федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный надзор в сфере туристской деятельности.

В документе указано, что система будет обеспечивать сбор, хранение и анализ следующей информации: сведения об электронной путевке и договоре по реализации туристского продукта, а также данные о заказчике продукта, туристах и услугах.

В приложенных к документу файлах поясняется, что система должна повысить эффективность госрегулирования в сфере туризма, автоматизировать процессы сбора и обработки статистической, оперативной, аналитической информации о туристском продукте, а также обеспечить защиту прав потребителей.

По задумке инициатива обеспечит прозрачность деятельности туроператоров и турагентов при заключении договоров, предупредит случаи неисполнения обязательств по договорам и защитит права туристов (например, при прекращении деятельности туроператора).

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин напомнил корреспонденту ComNews о том, что идея модернизации индустрии туризма возникла еще несколько лет назад. Еще в 2016 г. в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" была внесена ст.10.3 об электронном обмене информацией между туроператором, турагентом и туристом. Там же появилось упоминание об электронных путевках.

Генеральный директор сервиса онлайн-бронирования туров Level.Travel Дмитрий Малютин также отмечает, что разговоры и обсуждения этой инициативы идут уже давно. "Если в ходе реализации и доработок действительно будут учтены все комментарии, касающиеся особенностей туристического продукта и специфики российского рынка, из этого может получиться работающая система обеспечения гарантий для туристов, - говорит он. - Это сможет уберечь рынок от потрясений, как то, что случилось с "Натали Турс" в прошлом году, когда множество туристов потеряли и отпуск, и деньги, получив только 5-7% компенсации".

При этом Дмитрий Малютин признается в том, что не до конца понимает, что дает туроператорам и турагентствам внедрение системы. Он считает очевидным, что новые правила потребуют дополнительных затрат от туроператоров, которые в конечном счете будут переложены на клиентов. Схожее мнение высказывает и адвокат Александр Титов. Он допускает, что система создаст дополнительные расходы для туроператоров, что в итоге будет учитываться в стоимости путевок. "Это, в свою очередь, создаст дополнительную мотивацию для туриста формировать свой тур самостоятельно, приобретая отдельно билеты, бронь в гостинице и трансфер", - не исключает Александр Титов.

В то же время глава Level.Travel придерживается позиции, что инициатива может быть еще одним шагом к консолидации отрасли и появлению большей прозрачности на рынке. Эксперт Axis Pravo не сомневается в том, что создание единой системы электронных путевок является правильным шагом. "Тот хаос в туристической отрасли, с которым сталкиваются обманутые граждане и который традиционно усугубляется к летнему сезону, явно демонстрирует, что государство должно вмешаться и навести порядок в этой сфере. Открытость и прозрачность, вне всяких сомнений, улучшат качество услуг и сократят случаи массового обмана граждан", - говорит Алексей Сулин.

Владелец юридической фирмы "Катков и партнеры" Павел Катков полагает, что разумное государственное регулирование подразумевает сбалансированное вмешательство государства в гражданские правоотношения. "На практике это означает, что пока в конкретной сфере правоотношений проблем нет, государство в них и не вмешивается. Как только эти проблемы появляются и их объем достигает критического уровня, государство просто обязано вмешаться", - говорит он. Эксперт объясняет необходимость инициативы тем, что, поскольку проблема на туристическом рынке вызывает общественный резонанс, правительство вынуждено реагировать. "Как правило, подобные меры осложняют жизнь предпринимателям на этом рынке, он становится менее подвижным - однако это плата за тот порядок", - заключает Павел Катков.

Анна Устинова

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование, электронные услуги