Запасная версия Windows. Госкомпании закупили впрок продукцию Microsoft

По итогам 2018 года объем закупок продуктов Microsoft российскими органами власти и госкомпаниями может снизиться, следует из отчета TAdviser. Это связано с тем, что в предыдущие два года госструктуры на фоне программы импортозамещения закупали иностранное ПО «на годы вперед», считают аналитики. Одновременно становятся более заметными и отечественные конкуренты: например, РЖД закупила российский софт «МойОфис».

По предварительной оценке, объем 50 крупнейших госзакупок лицензий и услуг техподдержки ПО Microsoft, объявленных с 1 января по 17 декабря 2018 года, составил 7,5–8,5 млрд руб., говорится в отчете аналитического центра TAdviser (есть у “Ъ”). До конца года показатель еще вырастет, так как в последних числах декабря могут быть объявлены крупные тендеры, отмечают в TAdviser: по статистике предыдущих лет, доля закупок в топ-50, размещенных в декабре, может составлять до 35% в общегодовой стоимости. Объем 50 крупнейших госзакупок Microsoft, размещенных в 2017 году, составлял 12,2 млрд руб., что примерно на 400 млн руб. больше стоимости 50 аналогичных закупок 2016 года. В Microsoft от комментариев отказались.

Основная доля госзакупок Microsoft приходится на несколько компаний, включая «Россети», «Росатом» и «Ростелеком». При этом в 2017 году 74% стоимости всех закупок в топ-50 пришлось на три крупнейших — Сбербанка на 4 млрд руб., Центробанка на 3,3 млрд руб. и ВТБ24 на 1,6 млрд руб. В пресс-службе ВТБ сообщили “Ъ”, что банк использует российское ПО «в областях, где оно наиболее применимо и отвечает требованиям банка». В ЦБ пояснили, что крупная закупка была связана с завершением действия предыдущего договора. В Сбербанке на запрос не ответили.

Прогнозируемое снижение суммарной стоимости закупок в 2018 году связано в первую очередь с тем, что многие госструктуры в предыдущие пару лет активно закупали Microsoft на годы вперед, поэтому в этом году было меньшее число масштабных закупок от 200 млн руб., поясняет главный редактор TAdviser Александр Левашов. С другой стороны, и отечественные продукты «взрослеют», добавляет он: так, несколько дней назад РЖД почти на 35 млн руб. закупила софт «МойОфис» — конкурента Microsoft. Тем не менее динамика 2016–2017 годов показывает, что в вопросе импортозамещения ПО «практически ничего не происходит, по крайней мере, в большей части госкорпораций», подчеркивает господин Левашов. По его словам, крупнейшие заказчики, как и прежде, в больших объемах покупают привычные программные продукты, так как риски столкнуться с санкционными ограничениями, «вероятно, пугают их меньше, чем необходимость перетряхивать устоявшиеся программные комплексы».

Курс на импортозамещение софта в госструктурах действует в России с 2015 года, однако участники отрасли не раз говорили, что процесс идет не очень активно. Информационные системы за короткое время на новые платформы не переведешь, признает гендиректор компании ИВК Григорий Сизоненко. Однако, «судя по аргументам отдельных заказчиков, они скорее ищут повод отказаться от импортозамещения, чем найти механизмы для его реализации», говорит он.

Сегодня, напротив, виден «большой интерес к отечественному софту со стороны ведомств и госкорпораций», возражает гендиректор разработчика российской операционной системы «Базальт СПО» Алексей Смирнов. «Ведется большая работа, результаты которой мы увидим через год-два в полном масштабе. У нас сейчас очень интенсивные контакты с большим количеством заинтересованных заказчиков»,— отмечает он.

Как сообщал “Ъ”, 6 декабря первый вице-премьер—министр финансов Антон Силуанов утвердил для ряда госкомпаний, включая «Аэрофлот», «Газпром» и РЖД, директивы о переходе на «преимущественное использование» российского софта. В течение двух месяцев компании должны утвердить планы мероприятий с указанием источников и объемов финансирования, после чего ежеквартально отчитываться перед Минкомсвязью. По мнению гендиректора компании «Новые облачные технологии» (разработчик «МойОфис») Дмитрия Комиссарова, на результат директив можно будет посмотреть только через полтора-два года — именно столько составляет время миграции на любой новый продукт.

Кристина Жукова

Тематики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: программное обеспечение, Microsoft, госзакупки