Эксперты предрекают крах сотни интернет-магазинов

Онлайн-торговля, которая много лет поддерживала стагнирующий розничный рынок, повторяет его путь. Сотни независимых интернет-магазинов уйдут с рынка под натиском глобализации, а их долю консолидируют несколько титанов, созданных крупнейшими отечественными интернет-компаниями и банками. Накал борьбы усиливают торговцы из-за рубежа, доля которых уже приблизилась к 40%, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Новая реальность

Рынок электронной торговли вступает в новую реальность, констатирует Алексей Федоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт». Речь идет о выходе на рынок гигантов, в том числе компаний с государственным участием, например, «Сбербанк», Mail.ru, «Яндекс»: «Вспомните, «Юлмарт» хотел выйти на IPO и оценивал себя в $1 млрд. А сейчас «Яндекс» и «Сбербанк» в один проект вливают 60 млрд руб.». Напомним, в этом году «Яндекс» и «Сбербанк» создали совместное предприятие за 60 млрд руб., с прицелом на создание русского Amazon. На основе сервиса «Яндекс.Маркет» они хотят сделать маркетплейс. В начале следующего года совместное предприятие создадут Alibaba Group, Mail.ru Group, «МегаФон» и РФПИ.

По словам Алексея Федорова, сегодня для «Юлмарта» (ряд юрлиц компании проходят процедуру банкротства) будет хорошим результатом остаться в первой десятке. Но это не только его проблема — всем онлайн-ретейлерам нужно думать, как жить в этой новой реальности, добавляет он. Между тем сам «Юлмарт» настроен оптимистично. «Рынок недофинансирован. По всем экономикам из топ-10 прокатилась волна инвестиций, что способствовало бурному развитию и превращению в гигантов таких компаний как Amazon, JD, Alibaba, Rakuten, Zalando, и даже индийской Flipkart, в которую в этом году Walmart вложил $16 млрд», — говорит Олег Пчельников, директор бизнес-направления «Продукт» Юлмарта. По его мнению, выход на рынок ведущих банков и интернет-компаний даст огромный толчок к росту и консолидации: «Мы видим высокий потенциал рынка онлайн-торговли, готового расти на 20-25% ежегодно в течение ближайших 5-7 лет. Доля онлайна увеличится в три раза, произойдет консолидация — в результате появятся 2-3 игрока, которые займут более 50% рынка. Надеемся, одним из них будет Юлмарт».

«Сейчас успех бизнеса решает не ум, активность или талант стартапера, а только деньги, поэтому будущий успех «Юлмарта» зависит только от результатов поиска инвестора», — категоричен Алексей Федоров.

«Безусловно, перспективы большие, но всё будет зависеть от того, удастся ли компаниям выстроить качественный сервис для покупателя и партнеров», — добавляет Егор Пчелинцев, руководитель отдела рекламы Wildberries. Он с сожалением отмечает, что, несмотря на успех отдельных городов России, в масштабах всей страны нет готовой инфраструктуры для реализации качественной доставки товаров. Таким образом, компаниям, претендующим на высокие позиции на рынке, придется потратить много ресурсов на построение сервиса.

Конкуренция с Китаем

Другой угрозой для рынка стал растущий поток заказов из Китая. Прогнозируемый объем международных почтовых отправлений по итогам 2018 года — 354 млн штук, на 25% больше объема 2017 года, сообщает «Почта России». В Петербурге годовой объем международных отправлений превышает 10 млн посылок. По оценкам АКИТ, доля китайских посылок в трансграничной торговле в России составляет 91%. Выручка AliExpress от продажи китайских товаров в России в 2018 году достигнет примерно 212 млрд руб., ожидают в компании. Для сравнения, весь объем российского рынка онлайн-торговли АКИТ в прошлом году оценивал в 1,04 трлн руб. На долю Петербурга приходится 11%.

Объем посылок российской интернет-торговли также растет, но скромнее. За январь—сентябрь 2018 года Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области приняло к пересылке 733,2 тыс. отправления от компаний дистанционной торговли, это на 58% больше, чем в январе-сентябре 2017 года (462,6 тыс. отправлений). «Увеличение показателя по числу отправлений происходит из-за роста рынка e-commerce, увеличения привлекательности «Почты России» как поставщика услуги пересылки в связи с вводом новых услуг, ориентированных на рынок e-commerce», — объясняют в пресс-службе «Почты России».

В Петербурге против крайностей

Как ни странно, в конкурентной борьбе с производителями Китая отечественным игрокам помогают сами покупатели. Потребители готовы покупать в Китае то, что не так страшно сломать, что стоит предельно дешево. «Вот когда речь заходит о технике, люди по-прежнему предпочитают приобретать ее в проверенных магазинах», — говорит Алексей Банников, гендиректор ГК «Фотосклад.ру».

По данным совместного опроса GFK с «Яндекс.Маркетом», самые популярные в Петербурге онлайн-покупки — это мобильные телефоны, смартфоны и планшеты. За последний год эти товары как минимум один раз заказывали в интернете 61% опрошенных. На втором месте — одежда и обувь, их приобретали 54% респондентов, на третьем — мелкая бытовая техника для кухни (50%). В «Фотосклад.ру» говорят, что петербуржцы часто выбирают не самые дорогие, но и не самые дешевые товары. За последний год потребители меньше стали тратить на аксессуары.

По данным Mediascope Web Index, на сентябрь этого года онлайн-покупки с компьютеров хотя бы раз за год совершали около 52% взрослых жителей СЗФО из городов с населением более 100 тыс. человек — или 93% пользователей интернета в регионе. В среднем по России эти показатели ниже — 47% и 90% соответственно.

«Мы выступаем за равные условия работы для всех ретейлеров на территории РФ», — говорит Егор Пчелинцев. Он указывает, что отечественные ретейлеры создают рабочие места, платят налоги, продают оригинальный, сертифицированный, растаможенный товар, несут гарантийные обязательства, в то время как зарубежные магазины фактически не приносят средств в российскую экономику (не уплачивают налоги и сборы) и не сертифицируют продукцию. «Как следствие, покупатель не защищен гарантийными обязательствами, и может получать товар, откровенно опасный для здоровья», — делает вывод Пчелинцев.

Стратегия выживания

Рынок онлайн-торговли повторяет путь традиционной розницы, когда на смену огромному числу небольших магазинов приходит сетевая торговля, поэтому и пути выживания в этих условиях похожи — нужно делать ставку на специализированный ассортимент и индивидуальный подход, единодушны онлайн-ретейлеры.

«Нишевые магазины «пострадают» меньше всего, т.к. предоставляют потребителю не только уникальный ассортимент товаров, но и обладают высокой узкоспециализированной экспертизой по определенной теме. Крупные игроки конкурировать в этом с нишевыми брендами не могут», — говорит Егор Пчелинцев. С ним соглашается Алексей Банников, который преимуществом нишевых магазинов называет прочную базу клиентов, а также способность небольших профильных магазинах предложить консультацию и ассортимент, которых в больших не найти. В то же время он признает, что крупное предприятие с огромными ресурсами априори имеет преимущество в рекламе, в организации акций.

Елена Домброва

Тематики: Web

Ключевые слова: электронная торговля