«Яндекс» уносится в «Облако». Компания запускает новую платформу

«Яндекс» запускает собственную облачную платформу «Яндекс.Облако». На этом рынке, который в России оценивается в $400 млн в год, компания будет конкурировать с такими IT-гигантами, как Amazon, Microsoft и Google. «Яндекс» по силам занять на нем долю благодаря технологической экспертизе и тенденции на импортозамещение, считают эксперты.

О запуске «Яндекс.Облака» с сегодняшнего дня “Ъ” рассказали в компании. Платформа позволит компаниям из разных отраслей разрабатывать и поддерживать веб-приложения и сервисы, используя технологии и инфраструктуру «Яндекса». Это поможет компаниям, которые хотят повысить эффективность или расширить бизнес, но сталкиваются с нехваткой ресурсов, технологических инструментов или компетенций, рассчитывают разработчики: «"Облако" позволит решить эти задачи в короткие сроки и без больших вложений, сервис может стать даже альтернативой собственной IT-инфраструктуре компании».

Платформа состоит из нескольких элементов. Один из них — масштабируемая виртуальная инфраструктура, которой можно управлять с помощью графического интерфейса, командной строки или используя инструменты разработки под Python и Go. Другой — сервис управления базами данных PostgreSQL, ClickHouse и MongoDB. Кроме того, клиентам будут доступны сервисы «Яндекса» на основе машинного интеллекта: комплекс распознавания и синтеза речи SpeechKit и сервис машинного перевода. В будущем компания добавит инструменты для разработчиков, инфраструктурные и аналитические сервисы.

«Яндекс» планирует установить на услуги «Облака» более низкие тарифы по сравнению с конкурентами. Так, виртуальная машина с двухъядерным процессором и оперативной памятью 8 Гб клиенту «Облака» обойдется в 1,8 тыс. руб. в месяц, тогда как в Amazon Web Services это будет стоить 4,7 тыс. руб., в Microsoft Azure — 5,7 тыс. руб., а в Google Cloud — 4,4 тыс. руб. Например, услуга синтеза речи в «Облаке» будет стоить 180 руб. за 1 млн знаков, тогда как у конкурентов — 321 руб.

Объем инвестиций в разработку «Облака», которая длилась около полутора лет, в «Яндексе» не раскрывают. По словам руководителя сервиса Яна Лещинского, основные вложения компания делала в команду. «Яндекс» тестировал платформу с апреля 2018 года. На этом этапе им воспользовались более 50 российских и международных компаний — в их числе, например, Тинькофф-банк, X5 Retail Group, «Битрикс24», S7 TechLab. «На запуске мы работаем с резидентами РФ и компаниями, имеющими представительство в России, но скоро будем предоставлять сервис и нерезидентам, что потребует дополнительной проработки юридической стороны»,— говорит господин Лещинский.

По оценке Gartner, мировой рынок публичных облачных сервисов в 2018 году вырастет на 21,4%, до $186,4 млрд, а по итогам 2021 года может превысить $300 млрд. Объем российского рынка облачных услуг в «Яндексе» оценивают примерно в $400 млн, ежегодно он растет на 10–20%. На сегменты IaaS/PaaS («инфраструктура и платформа как сервис»), в которых будет работать «Облако», приходится чуть меньше половины рынка, то есть около $200 млн.

У «Облака» неплохие шансы занять заметную долю рынка, поскольку облачные услуги в России будут быстро развиваться еще минимум несколько лет, считают опрошенные “Ъ” эксперты. «Яндекс» хорошо знают разработчики, и его новое решение может проникнуть в компании за счет сарафанного радио, допускает менеджер крупной IT-компании. «Яндекс» запускает «Облако» на сформировавшемся конкурентном рынке, но у компании «огромный потенциал по сравнению с конкурентами в России», уверен директор по технологиям Yadro (входит в Национальную компьютерную корпорацию) Артем Икоев: «Собственная экспертиза позволяет "Яндексу" использовать внутренние инновационные наработки: это не только пользовательский функционал, но и совокупность технологий, формирующих себестоимость сервиса».

«Облако» может быть востребовано и благодаря тренду на импортозамещение, полагает руководитель отдела решений Google Cloud ГК Softline Александр Ивлев. «Но "Яндексу" еще предстоит заработать репутацию поставщика облачных сервисов для b2b-сегмента в плане надежности и приватности данных. Конкурентным преимуществом может стать машинное обучение, но и здесь придется конкурировать с "большой тройкой" — Amazon, Microsoft и Google, которые инвестируют огромные суммы в такие технологии»,— предостерегает эксперт.

Роман Рожков

Тематики: Интеграция, Web

Ключевые слова: Яндекс, облачные услуги