Кино и пираты: почему власти хотят заблокировать «Яндекс.Видео»

Закон не требует от поисковиков блокировать пиратский контент, утверждают в «Яндексе». Но, если компания не договорится с правообладателями и Роскомнадзором, ее видеосервис будет заблокирован в ближайшие дни.

«Яндекс» ответил на обещание Роскомнадзора заблокировать «Яндекс.Видео», если сервис не удалит пиратский контент в течение трех дней. В компании сообщили РБК, что считают такие требования необоснованными и противоречащими законодательству.

Грозящие блокировкой претензии к «Яндексу» предъявили четыре компании, управляющие телеканалами «2х2», ТНТ, «Супер» и ТВ3 (входят в «Газпром-Медиа»). ​22 августа Мосгорсуд удовлетворил их заявления о предварительных обеспечительных мерах для защиты авторских и смежных прав на мультсериал «Осторожно, земляне!», сериалы «Домашний арест» и «Вне игры», программу «Мистические истории». В определении указано, что эти произведения размещены на сайте yandex.ru (основной сайт «Яндекса»), суд обязал Роскомнадзор и иных лиц «прекратить создание технических условий, обеспечивающих размещение, распространение и иное использование» произведений на указанном сайте.

Как пояснил впоследствии замруководителя Роскомнадзора Вадим Субботин, ведомство намерено блокировать не все сервисы «Яндекса», а только «Яндекс.Видео», если компания до вечера 30 августа не удалит запрещенный контент, передавал ТАСС.

В «Яндексе» настаивают, что закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает блокировку пиратского контента на стороне владельца сайта или на «зеркалах» последнего, но требования не распространяются на поисковики. «Система работает так уже давно», — отметили в компании.

«Яндекс» считает, что определения Мосгорсуда кардинально противоречат его собственной практике, которая сложилась ранее.

«Что еще хуже, они [определения суда] не решают проблемы спорного контента, так как ресурсы с таким контентом будут доступны в других поисковых системах, социальных сетях и так далее», — подчеркнули в компании.

«Яндекс» также заявил, что намерен обжаловать определение суда, заметив, что, «как поисковая система», работает в полном соответствии с законодательством. Детали в компании не комментируют.

В свою очередь, в Роскомнадзоре заявили ТАСС, что намерены заблокировать «Яндекс.Видео», несмотря на обжалование судебного определения. «Это обеспечительная мера, в любом случае обеспечение иска идет в виде блокирования ресурса на 15 дней», — сказал замглавы ведомства Вадим Субботин.

В «Газпром-Медиа» считают, что «требования учредителей каналов, обратившихся в суд с исками к «Яндексу», соответствуют закону, заявили РБК в пресс-службе медиахолдинга. В компании обратили внимание, что на странице «Яндекс.Видео» выдаются именно плееры с сайтов, где размещен пиратский контент, а не ссылки, перенаправляющие на другой сайт: «То есть пользователь не переходит по ссылкам, а остается смотреть на странице «Яндекс.Видео». В понимании норм Гражданского кодекса «Яндекс» является информационным посредником». Необходимости в подаче аналогичных требований к Google и App Store нет, так как сервисы «всегда идут навстречу в вопросах борьбы с пиратством», добавили в «Газпром-Медиа».

Миллионы зрителей

Директор по стратегическим проектам Института развития интернета Ирина Левова называет реакцию «Яндекса» оправданной. Она указывает, что технически поисковику очень сложно реализовать блокировку. «Яндекс» не знал о конкретных веб-адресах контента, который потребовал удалить суд. Ни операторы связи, ни сам «Яндекс» не могут постоянно распознавать и удалять пиратский контент. Ситуация осложняется тем, что даже после решения суда операторы видят только единицы и нули — они не могут заблокировать конкретный видеоматериал», — комментирует Левова.

Остается открытым вопрос, какое будущее ждет российский сегмент интернета при отсутствии диалога между сторонами разбирательства и контрольным органом. В этом случае есть вероятность «уйти в никуда», размышляет Левова.

Другое мнение у производителей контента. «Месячная аудитория «Яндекс.Видео» росла в течение года и сейчас больше, чем у любого отдельного пиратского сайта или легального онлайн-кинотеатра, сказал РБК гендиректор ассоциации «Интернет-видео», объединяющей онлайн-кинотеатры Ivi, Megogo, TVZavr, Amediateka, ViP Viasat, Алексей Бырдин. «Аудитория пиратских сервисов больше, чем аудитория легальных ресурсов, а «Яндекс.Видео» на данный момент можно назвать лучшим пиратским онлайн-кинотеатром. Он прекрасно структурирован, это нельзя назвать обычной поисковой выдачей — весь контент можно найти и смотреть прямо внутри ресурса. Видно, что с сервисом работали как с продуктом, но компания не заморачивалась по поводу контента», — говорит Бырдин. Кроме того, легальным ресурсам необходимо тратить средства на размещение контента и привлечение аудитории, а «Яндекс» не только предоставляет доступ ко всем материалам, которые есть в интернете, — он успешно их монетизирует, размещая поверх роликов свою контекстную рекламу, указал глава «Интернет-видео».

В июле 2018 года раздел «Видео» стал четвертым по популярности среди тематических разделов «Яндекса», свидетельствуют данные исследовательской компании Mediascope. За указанный период аудитория «Яндекс.Видео» на декстопах составила почти 24 млн россиян в возрасте от 12 до 64 лет. Для сравнения: у крупнейшего российского онлайн-кинотеатра Ivi.ru этот показатель в июле 2018 года, по данным Mediascope, был в четыре раза ниже — 5,7 млн человек.

К другим поисковым системам, в частности, к Google, у правообладателей существенно меньше претензий, говорит Алексей Бырдин. «Google подчиняется действующему в США закону об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act) и удаляет из поисковой выдачи пиратские ресурсы по запросу владельцев авторских прав. И российские правообладатели в том числе активно этим инструментом пользуются», — уточняет Бырдин.

Гендиректор продюсерской компании «Дирекция кино» ​Анатолий Максимов отметил, что на удаление пиратского контента из поисковой выдачи Google в среднем уходит порядка трех дней. Решение суда по обращениям телеканалов «Газпром-Медиа» может привести к тому, что «Яндекс» станет более договороспособным, считает Максимов:
«Пока «Яндекс» не идет на переговоры. Они говорят, покажите нам закон, по которому нам этого делать нельзя. Поэтому следующий этап — внесение изменений в законодательство по ужесточению ответственности за пиратство для поисковых систем».

Contributory «Яндекс»

С августа 2013 года, когда правообладатели получили возможность через суд блокировать видеоконтент, до августа этого года «Газпром-Медиа» с учетом принадлежащих ему каналов «Пятница» и «Матч ТВ» чаще всего обращался в суд, подсчитал ранее РБК. Холдинг инициировал в Мосгорсуде около трети всех разбирательств о нарушении интеллектуальных прав. Абсолютным лидером по количеству обращений был ТНТ: за пять лет телеканал подал в Мосгорсуд 447 заявлений о принятии обеспечительных мер и 489 исков.

Однако мнения юристов о том, насколько правомерным было решение суда об обеспечительных мерах, разошлись.

До 1 октября 2014 года, когда вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, позиция «Яндекса» была законной, поскольку требования о пресечении касались лишь лиц, готовящихся или совершающих нарушение, говорит омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. «Теперь же в ст. 1252 Гражданского кодекса у нас реализована американская доктрина contributory infrigement (пособничества нарушению), которая позволяет предъявлять требования не только непосредственно к нарушителю, но и к лицу, которое своими действиями способствует совершению нарушения, в данном случае к «Яндексу», — пояснил Семенов.

По словам эксперта, ст. 1252 в новой редакции допускает защиту исключительных прав путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия.

Однако юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов обращает внимание, что «антипиратский» закон, на который опирался Мосгорсуд, распространяется только на владельцев сайтов, где размещен нелегальный контент. «Эта статья неприменима к поисковикам, которые не распространяют данные, а лишь помогают искать в интернете», — сказал РБК Гайнутдинов. Он считает, что «Яндекс» может обратиться в суд с административным иском против РКН о незаконных требованиях либо обжаловать обеспечительные меры.

Юрист компании «Легато» Данил Дрозд также указал, что «Яндекс» может обжаловать определение Мосгорсуда, но это не приостановит исполнения принятых обеспечительных мер, а провайдер хостинга будет обязан ограничить доступ к ресурсу через три дня. «Права «Яндекса» в данном случае формально защищаются возможностью потребовать возмещения убытков», — подчеркнул Дрозд.​

Маргарита Девяткина, Александра Посыпкина, Мария Истомина, Екатерина Костина, Мария Кокорева, Евгения Баленко

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: веб-сервис, Яндекс, поисковые системы, Роскомнадзор