Россияне привыкли к интернет-банкингу

Запрос на удаленные услуги есть даже у консервативных клиентов.

Количество отделений банков, доступных гражданам, снижается: в 2008 году на миллион человек приходилось 289 банковских учреждений, а в 2017-м их количество сократилось до 237. Об этом свидетельствуют данные ЦБ, с которыми ознакомились «Известия». При этом за 10 лет число счетов граждан с доступом через интернет выросло в 67 раз, до 189,9 млн. В 2008 году возможность доступа через интернет имели только 0,7% счетов, в 2018 году их доля выросла до 21,7%. Запрос на использование удаленных каналов есть даже у консервативных клиентов банков в возрастной группе «45+», отмечают эксперты. Чтобы это стало возможным, ЦБ реализует целый ряд инициатив. Например, внедрение удаленной идентификации клиентов и финансовый маркетплейс.

С сокращением количества банковских учреждений их клиенты уходят в каналы удаленного доступа. По статистике ЦБ, с 2008 года общее количество счетов физических лиц выросло вдвое — с 415,9 млн до 875 млн; число банковских счетов на одного жителя выросло с трех до шести. При этом к мобильному банку теперь подключены 19% счетов физлиц (на начало 2008 года их было 0,3%).

Интерес клиентов к получению услуг через цифровые каналы увеличивается, при этом запрос на такие услуги появился даже в консервативно настроенном возрастном сегменте «45+», отметил зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов. В основе этой тенденции экономическая составляющая: так банк может снизить себестоимость услуги и сделать ее более выгодной для конечного потребителя, подчеркнул он.

С 2013 года Банк России проводит политику по санации банковского сектора. За это время количество банков сократилось почти вдвое: по данным на 1 апреля 2018 года лицензия на осуществление банковских операций есть у 542 кредитных организаций. При этом начался процесс консолидации банковского сектора: небольшие игроки уходят с рынка в том числе путем присоединения к крупным банковским группам в результате санации («ФК Открытие» санировал банк «Траст», Бинбанк — Рост Банк, ВТБ — Банк Москвы, Совкомбанк — «Экспресс-Волга» и проч.). Крупные банки активно внедряют инновации, маленькие региональные банки, зачастую, не могут себе этого позволить.

Наличие современного интернет-банкинга становится значимым конкурентным преимуществом, которое позволяет банкам сократить расходы на поддержание физических офисов, а клиентам экономить время, считает аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анастасия Бактызина. Например, Сбербанк в 2017 году сократил более 700 подразделений, добавила она.

ЦБ активно внедряет инструменты удаленного доступа к финансовым услугам: удаленную идентификацию клиентов банков, платформу мгновенных платежей, финансовый маркетплейс и другие, отметил Алексей Панферов. С учетом достаточно консервативного менталитета россиян в первые 5–7 лет после запуска население будет неспешно переходить к использованию новых технологических продуктов, считает он.

Многие российские банки не имеют возможности предоставлять услуги интернет-банкинга, что в большинстве случаев связано с ограниченным бюджетом на развитие IT, добавила Анастасия Бактызина. В регионах филиальные сети банков останутся основным каналом для продажи услуг, считает Алексей Панферов. При этом ключом к успеху для банков станет минимизация издержек на поддержание деятельности и периодическая трансформация сети, считает он.

Интерес россиян к инновационным банковским продуктам растет. По данным MasterCard, Россия находится на первом месте в мире по числу безналичных платежей с использованием смартфонов (Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay). Однако наибольшее проникновение безналичных платежей характерно для крупных городов, в регионах наличные деньги по-прежнему более актуальны. Появление удаленной идентификации и доступа к финансовым услугам постепенно позволит обеспечить равные условия на финансовом рынке для всех россиян.

Татьяна Гладышева

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: веб-сервис, платежные системы, финансы