Чего хотят женщины от цифрового мира: 5 интервью с клиентами Oracle

Роль женщин в цифровой экономике возрастает почти с той же скоростью, с которой меняются и развиваются новые технологии. Накануне 8 Марта женщины бизнес-лидеры, работающие в компаниях-клиентах Oracle в телекоме, ритейле и банковском секторе, делятся своим мнением о том, как «обуздать» новые технологии, стать передовым «оцифровавшимся» руководителем и что доверить продавцам ощущений. Алла Анникова (Faberlic), Ольга Баранова (Orange Business Services), Светлана Емельянова (ВТБ), Виктория Лубнина (Азбука Вкуса) и Татьяна Осипова (Вымпелком) рассказали, как удерживать задаваемые экономикой темпы, обеспечивая и рост бизнеса, и развитие собственной карьеры.

«Задача – мотивировать всю команду на поиск нового»

Алла Анникова, исполнительный директор, Faberlic

Почти каждый год появляются новые технологии, Облачные,мобильные,социальные, интернет вещей, теперь искусственный интеллект,машинное обучение,блокчейн...Как быстро вы их осваиваете?

Технологий, действительно, много,  главное - выбрать те, что могут приносить прибыль или давать рост, и сконцентрироваться именно на них. Главный вопрос – не в освоении технологии, а в том, как лучше, с наибольшей пользой ее применить.

В Фаберлик создан центр digital-инноваций. Мы развиваем цифровые компетенции во всех направлениях, включая продажи, маркетинг, цепочки поставок. Мы усиливаем команду мобильных разработок, увидев, что наши клиенты предпочитают делать заказы через мобильные приложения. Другое  приоритетное направление – это искусственный интеллект. Для более эффективной работы с несколькими миллионами покупателей нам нужны алгоритмы поиска совпадений поведения, сегментации пользователей, создания индивидуальных предложений и пр.

Мы активно используем облачные технологии – все наши приложения тестируются в облаках. Когда мы запустили облачный сервис аналитики и хранения данных, скорость получения важной для бизнеса информации увеличилась в десятки раз.

Меняется ли в цифровой реальности ваша роль как руководителя? Способны ли технологии изменить управленческие принципы, людей, общение?

Как руководитель, я вижу свою роль в поддержке быстрого темпа во всей организации - не только в передовых подразделениях, но и в традиционных, которые привыкли двигаться медленнее (например, финансы и бухгалтерия, разработка продукции, производство). Задача – ускорять и мотивировать на поиск нового всю команду и все направления. Важно также самому руководителю не быть тормозом для инноваций, из-за непонимания новых технологий, снижения собственной скорости.

Через 10 лет все может кардинально поменяться, но, вероятно, еще более усилится персонализация, появятся индивидуальные продукты. Бренды научатся лучше управлять выбором потребителя и персонализировать рекомендации. Общение – и людей между собой, и бизнеса с потребителем - будет становиться все более виртуальным. Но цифровая реальность вряд ли заменит все приятные штучки для красоты и дома, которыми женщины привыкли баловать себя. Уверена, в Фаберлик мы без работы не останемся.

«Дополненная реальность станет элементом не только игр, но и бизнес-задач»

Ольга Баранова, операционный директор, Orange Business Services в России и СНГ

Как вы выбираете, какие из только что появившихся технологий  стоит освоить, какие принесут наибольшую пользу бизнесу? Каковы ваши критерии?

В Orange мы внедряем эко-подход – выделяем в рамках экосистемы наиболее интересные для наших клиентов решения, которые поддерживают ключевые задачи их бизнеса. Новые технологии отбираем на стыке совпадения интересов – наших и заказчика.

Мы не стремимся срочно изучать все, то есть на рынке – мы ориентируемся на общие потребности тех, с кем давно работаем. Сейчас у нас сформирован целый ряд экосистем интеграционных решений – например, для ритейла, промышленности, нефте- и газодобычи,  судоходства и финансовых организаций  –  чтобы лучше выявлять конкретные бизнес-потребности. Например, благодаря решениям Интернета вещей в ритейле можно вдвое сократить потери, которые возникают при транспортировке и хранении продукции из-за проблем с холодильными установками. Интернет вещей в принципе – одно из ключевых направлений для всех наших вертикалей.

Какие ваши профессиональные и личные достижения связаны с «оцифровкой»?

Нет предела совершенству, но я и все мои команды используем достаточно много новых инструментов для ускорения принятия решений такие, как вебконференции и месенджеры. Мы уже достаточно впустили digital в деловую среду – и цифровые элементы делают ее удобнее. Постепенно digital user experience накладывает отпечаток и на ожидания в отношении бизнес-решений. Здесь также ценятся удобство, скорость, интуитивно понятные интерфейсы и пр.

Например, я могу из любой точки мира забронировать  любую из наших переговорных в московском офисе – допустим, для встречи через 2 недели. Но кое-каких технологий пока не хватает – например, автоматизированный заказ кофе в переговорные еще не настроили. Работаем над этим.

Уверена, и дальше будут развиваться возможности удаленной и совместной работы, а также те направления, которые связаны с использованием дронов. Или дополненная реальность станет элементом не только игр, но и помощником в решении бизнес-задач. Например, при диагностике и ремонте оборудования на удаленно расположенных объектах – в одном из наших RnD-центров уже идет тестирования AR-очков специально для этих целей.  

«Бухгалтерию в банке перевели на цифровой формат»

Светлана Емельянова, главный бухгалтер, руководитель департамента учета и отчетности ВТБ

По какой системе IT- координат вы движетесь сегодня?

«Цифра» все глубже проникает в нашу повседневную жизнь и в работу. Мы уже не просто пользуемся, но «живем» разными новыми технологиями: так, что в одной руке всегда мобильный телефон, а в другой – планшет. Я сама – тому пример. Я уже забыла, когда в последний раз как клиент посещала отделение банка, т.к. все мои потребности покрываются дистанционными банковскими каналами и цифровыми технологиями. По этой же причине не вспомню, когда последний раз была в налоговой инспекции.

Чтобы систематизировать работу с технологиями и поставить инновации «на поток», ВТБ разработал цифровую стратегию и создал кросс-структурную digital-команду. В настоящее время ведется множество проектов. Сегодня уже и бухгалтерия совсем не такая, какой мы знали ее раньше. Мы сфокусированы на сервисном подходе, на удовлетворенности нашего внутреннего клиента и находимся в постоянной проектной работе. В 2017 году ВТБ открыл большой сервисный центр в Самаре, объединив в нем часть региональной бухгалтерии (на сегодняшний день там трудоустроены уже более 100 человек). При этом мы отказались от использования бумажных носителей, работаем с системой распознавания документов и полностью перевели все в электронный формат.

Вы считаете себя «оцифровавшимся» руководителем? Меняют ли технологии ваши планы, ощущения, настроение?

Технологии проникают абсолютно во все сферы жизни. Мы постоянно доступны онлайн: дома, на отдыхе, на работе. Они все больше помогают, освобождая человека от простых, рутинных или сложных операций, значительно ускоряют решение многих вопросов.

Но в то же время технологии никогда не смогут полностью заменить людей. Вряд ли это произойдет и в банке. Поэтому хочется верить, что к празднику 8 Марта останутся такие приятные знаки внимания как цветы, теплые слова и комплименты. Конечно, их можно получать и по цифровым каналам, но хотелось бы все-таки в реальности. И чтобы в нашей жизни по-прежнему присутствовали традиции и искренние эмоции.

«Продавцы ощущений вряд ли исчезнут в цифровом мире»

Виктория Лубнина, финансовый директор, «Азбука Вкуса»

Какие преимущества новые технологии - облачные, мобильные, социальные, интернет вещей, искусственный интеллект - дают для карьеры? Нужно родиться в другом поколении или всему можно научиться?

Новому поколению проще освоить быстро меняющиеся технологии - скоростной ритм им сопутствует изначально. Представители Y и Z росли в среде, где их сразу окружали компьютеры, мобильные устройства, и в цифровой среде они чувствуют себя очень органично. Я сама мама, и дети порой удивляют тем, как быстро они разбираются в тех или иных гаджетах. Но не стоит сбрасывать со счетов возможность любого человека развиваться, тренировать мозг. Иные бабушки в части владения гаджетами могут заткнуть за пояс некоторых подростков. Тем более, что интерфейсы становятся все дружелюбнее. 

В определенной степени эта роль меняется, за счет появления новых технологических возможностей. Все больше задач уходят в облачную среду, к их решению может подключаться искусственный интеллект. Сегодня, вероятно, в принципе не получится найти руководителя, который в каком-то объеме не использовал бы облачные сервисы. 

Способны ли технологии изменить людей, традиции, подходы, подарки, эмоции? Можете представить праздник 8 Марта через 10 лет?

Если в шутливой манере попытаться визуализировать будущее, то, вероятно, через десятилетие 8-го марта на столах будут стоять голограммы цветов, в угоду технологическому прогрессу и экологическому поведению. В то же время очень сложно предсказать, что именно изменят и вытеснят технологии. Проще сказать, чего они, скорее всего, вытеснить не смогут. У людей, вероятно, сохранится потребность в удовлетворении эмоций и получении тактильных ощущений, а значит, и через 10 лет останутся оффлайн-магазины, куда можно прийти, усладить взгляд, попробовать и потрогать. Продавцы ощущений вряд ли исчезнут даже в цифровом мире.

«Появится сервис для пошагового создания индивидуальной программы праздника»

Татьяна Осипова, руководитель по стратегическому развитию и внедрению глобальных систем, Вымпелком (VEON)

Как быстро вы «покоряете» технологии, которые только появились?

Всю профессиональную жизнь я работаю в сфере ИТ – а значит, уже более 20 лет мне приходится практически ежедневно осваивать новые технологии. Они развиваются все быстрее. Как говорил мой первый профессиональный наставник: «То, что я делаю сейчас, для заказчиков выглядит, как космический корабль, но завтра они его освоят, и нужно будет открывать новые горизонты». Нам нужно всегда быть впереди.

Моя профессиональная деятельность много лет связана с автоматизацией процессов управления предприятием - финансов, отчетности, закупок, HR и т.д. Почти год назад я перешла работать в штаб-квартиру VEON в Амстердаме, теперь моя задача – выстраивать процессы на уровне всей группы компаний.

Изменится ли роль и функции руководителя в цифровой экономике?

Не думаю. Функции остаются прежними, а меняется механизм взаимодействия, контроля и обратной связи. "Оцифровка" улучшает не столько качества руководителя, сколько его мобильность, доступность, сокращая время на принятие решений. При этом, чтобы повысить эффективность команды, важно сохранять и личное взаимодействие.

Мы позиционируем себя как цифровую компанию и применяем много ИТ-новинок, чтобы правильно настроить работу с сотрудниками в разных локациях. Для этого у нас, в том числе, был запущен проект BeeFree. Хотя пока, не хватает единого  интеграционного решения для обеспечения эффективных коммуникаций – инструмента, который был бы сквозным для всех внедренных систем и процессов.

Каким вы видите 8 Марта через 10 лет? Сохранятся эмоции или все заменит виртуальная реальность?

Технологии помогут облегчить саму организацию праздника. Например, благодаря машинному обучению появится новый сервис, где можно выбрать сценарий, а дальнейшие шаги по его реализации будут максимально автоматизированы. Сервис будет интегрирован с авто, телефоном, умным домом и др., пошагово создавая индивидуальную программу праздника. Например, маршрут автомашины женщины, музыка, освещение – все будет создавать яркую атмосферу эмоций. Но главное, чтобы оставалось живое общение и цветы!

Проект подготовлен в рамках развития Oracle Women's Leadership в России, глобальной программы корпорации Oracle по поддержке женщин, делающих карьеру в мире высоких технологий.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: Oracle