1С взяла билеты. IT-компания приобрела контроль в сервисе Smartway

IT-компания 1С приобрела контрольный пакет сервиса Smartway, занимающегося бронированием билетов и гостиниц для корпоративных клиентов. В планах компании — консолидировать рынок небольших офлайн-агентств для командировок, на котором доля Smartway пока составляет только 0,3%. В России мало сервисов, предлагающих перевести этот сегмент объемом 500 млрд руб. в год в онлайн, поэтому есть потенциал роста, считают эксперты.

1С приобрела 51% сервиса Smartway, рассказали “Ъ” представители компаний. Основатель и гендиректор Smartway Максим Яремко продолжит операционное руководство компанией. Сумма сделки не раскрывается. Собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией, оценивает ее в 150 млн руб. Полученные инвестиции должны ускорить разработку софта компании: планируется выпустить мобильную версию сервиса, запустить интеллектуальных ботов-помощников и усилить блок по аналитике на основе big data.

Smartway основана в 2016 году, а с октября 2017 года вышла на самоокупаемость, уточняют в компании. По словам господина Яремко, сервис сейчас занимает «не более 0,3% российского рынка делового туризма». Сервис зарабатывает на комиссиях от поставщиков транспортных услуг и от отелей. Среди клиентов около 300 компаний из среднего и малого бизнеса. К покупке сервиса проявляли интерес другие претенденты, но «до предметных переговоров не дошли», говорит он. По данным Kartoteka.ru, до сделки господин Яремко владел 100% ООО «Смартвэй». Выручка компании за 2016 год составила 11 млн руб.

В сегмент сервисов по организации командировок 1С инвестирует впервые, говорит руководитель отдела продвижения экономических программ 1С Алексей Харитонов. Компания стремится обеспечить своим партнерам-франчайзи возможность предлагать клиентам новые сервисы, а бронирование билетов и гостиниц является частью бизнес-процессов многих компаний, объясняет он.

Smartway рассчитывает заняться автоматизацией процессов бизнес-поездок и максимальным исключением ручного труда. Этот рынок имеет две особенности, отмечает Максим Яремко. Во-первых, он не консолидирован: ни один из игроков не имеет доли более 7% рынка, большая часть которого приходится на небольшие агентства, обслуживающие 10–20 корпоративных клиентов. Во-вторых, на рынке низкий уровень автоматизации. Большинство игроков работает вручную, а онлайн-решения, которые есть на рынке, все равно строятся на инфраструктуре офлайн-агентств: IT-компании в этом сегменте практически не присутствуют. «Мы изначально шли от онлайна и автоматизации. За счет партнерства с 1С хотим значительно нарастить функционал сервиса и за счет продаж через сеть франчайзи 1С достаточно быстро увеличить долю рынка»,— рассчитывает господин Яремко. Среди крупных компаний-конкурентов он называет «Демлинк», «Континент Экспресс» и «Аэроклуб». «Наша главная цель — консолидировать рынок небольших офлайн-агентств делового туризма, их более 2 тыс., и в сумме на них приходится значительная часть рынка»,— констатирует он.

Компания планирует сконцентрироваться на российском рынке, хотя ранее господин Яремко сообщал о возможном выходе в Азию. Выяснилось, что в России доля мелких агентств, с которыми проще конкурировать, оказалась гораздо выше, чем в любой стране Азии, поясняет он. Кроме того, конкуренцию в Азии осложняет высокая доступность перелетов на лоукостерах.

В России пока немного сервисов, предлагающих полностью перевести деловые путешествия в онлайн, говорит директор по развитию сервиса OneTwoTrip for Business Никита Булгаков. Но тренд перехода компаний от традиционных способов организации бизнес-поездок к использованию автоматизированных сервисов все равно формируется, добавляет он. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), объем российского рынка бизнес-туризма превышает 500 млрд руб. в год. Так как доля онлайн-сервисов на нем сейчас минимальна, компании, которые начинают развивать этот сегмент рынка, имеют существенный потенциал роста, уверен господин Булгаков.

Кристина Жукова

Тематики: ПО, Финансы

Ключевые слова: