В реестр российского ПО попали американцы

Экспертный совет при Минкомсвязи включил в реестр отечественного ПО программный продукт, созданный на платформе решения американской IBM. Из-за санкций продукты этого вендора не могут применяться в Крыму и Севастополе. В связи с этим АРПП "Отечественный софт" предлагает поменять регламент включения продуктов в реестр, в частности привлечь независимых аналитиков к отбору ПО в реестр. Ассоциация также обратила внимание, что это не единственная трудность в работе реестра.

Как рассказала исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" Евгения Василенко на первом российско-китайском форуме по вопросам развития и безопасности ИКТ, в реестр при помощи заочного голосования были включены три продукта компании "Логика бизнеса" (ГК "АйТи"), построенные на платформе IBM. Крымские организации сообщили в ассоциацию о том, что эти продукты не могут быть использованы на территории всей РФ, так как IBM не обеспечивает поддержку решений в Крыму и Севастополе.

"Такие прецеденты показывают, что процедуры рассмотрения заявок в реестр необходимо уточнять и конкретизировать. На мой взгляд, здесь могло бы быть выходом привлечение аналитиков к рассмотрению заявок в реестр. Такие функции мог бы взять на себя центр компетенций по импортозамещению. Необходимо помогать экспертному совету работать с заявлениями, так как идет большой вал заявок", - подчеркнула она. По ее мнению, по итогам 2016 г. в реестр, скорее всего, должно быть включено несколько тысяч продуктов.

Кроме того, рабочая группа экспертов АРПП "Отечественный софт" предлагает ввести механизм досудебного обжалования решений о включении ПО в реестр. Это поможет при необходимости пересмотреть решение экспертного совета при Минкомсвязи. Она напомнила, что еще до принятия постановления правительства РФ, запрещающего госорганам закупать зарубежный софт, предполагалось, что нормативная база будет уточняться и в постановление можно будет вносить изменения.

Разработчики также жалуются на то, что запрет на приобретение иностранного ПО есть, а госзаказчики не сильно отходят от устоявшейся привычки по закупке иностранных продуктов. "Проблема не в том, что заказчики не публикуют обоснование, а в том, какое именно обоснование они публикуют", - подчеркнула Евгения Василенко. Она упомянула такие случаи, когда по запросу АРПП "Отечественный софт" заказчик публиковал обоснование, но задним числом, ссылаясь на ошибку в системе. Кроме того, заказчики объясняют, что в реестре нет необходимого ПО, хотя на самом деле такие продукты есть. "Либо заказчик на глазок измеряет функциональность ПО, но сами разработчики говорят, что к ним никто не обращался и никакую информацию по требованиям к софту у них не запрашивал, - добавила она. - Не секрет, что для тех или иных категорий продуктов иностранные вендоры уже распространяют шпаргалку для заказчиков, что нужно написать в обосновании и по каким критериям российские продукты точно не подходят".

По словам руководителя Экспертного центра электронного государства Павла Хилова, хотя в реестре российского ПО и много программных продуктов, он пока работает слабо. Павел Хилов посетовал на то, что в России нет контроля за выполнением постановления правительства, нет механизмов наказания для тех, кто нарушает запрет на закупку иностранного ПО. "По данным нашего мониторинга, около 85% госзаказчиков фактически игнорируют требование о предоставлении обоснований о невозможности соблюсти запрет на покупку иностранного софта. Они их просто не пишут", - сожалеет Павел Хилов. 10% пишут формальные обоснования, где нет сравнения характеристик ПО из реестра и зарубежного софта. "И только 5% действительно осознанно подходят и пишут подробные обоснования", - сказал он.

На площадке в Совете Федерации этот вопрос уже обсуждался. "Участники высказали предложение разработать совместное разъяснение Минэкономразвития и ФАС о том, каким может быть обоснование, как его анализировать", - подчеркнула Евгения Василенко.

Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров считает проблемой, что между разными ведомствами, которые занимаются импортозамещением в сфере ИТ, существует несогласованность. "Минкомсвязи - наиболее сильный игрок и продвигает много инициатив. Но они не так хорошо связаны с инициативами других министерств", - сообщил он. Кроме того, не хватает взаимного интереса и координации действий между производителями ИТ и их потребителями. Валентин Макаров напомнил, что решением вопроса по импортозамещению ПО может стать создание консорциумов, объединяющих отечественных производителей программного обеспечения, интеграторов, дистрибьюторов, а также потребителей ИТ-решений.

А пока, по его мнению, важный фактор, который способствует закупкам отечественного ПО, - это его цена. В кризис для многих компаний слишком дорого покупать зарубежный софт, пояснил Валентин Макаров.

Президент Фонда развития информационной демократии Илья Массух отметил, что ПО, которое попадает в реестр, в разы дешевле, чем зарубежное. Он добавил, что пользовался российским ПО и положительно отозвался о российских разработчиках, которые быстро реагируют на пользовательские требования и адаптируют софт под нужную конфигурацию. "В России нас всех 25 лет учили, что есть Microsoft, Oracle, IBM и что именно с их помощью надо строить инфраструктуру. Теперь необходимо менять подход в головах ИТ-директоров. Им надо расширять кругозор за пределы американского ПО и обращать внимание на российские наработки", - подчеркнул он.

Как ранее сообщал ComNews, 29 июня 2015 г. президент Владимир Путин подписал 188-ФЗ, который устанавливает запрет на закупку госорганами зарубежного ПО, если в России имеется отечественный аналог, и который предусматривал создание реестра. Постановление правительства №1236 ("Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд"), которое премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 16 ноября 2015 г., содержит конкретные правила формирования и ведения реестра, а также порядок подготовки обоснования о невозможности соблюсти запрет на покупку иностранного софта. Минкомсвязи теперь является уполномоченным органом по формированию и ведению реестра. С 1 января 2016 г. реестр официально заработал, и в него уже включено более 500 программных продуктов российских разработчиков.

Елизавета Титаренко

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: программное обеспечение, IBM