Несбыточные надежды ШПД

В 2015 г. планам игроков рынка спутникового широкополосного доступа (СШПД) в Интернет по увеличению абонентской базы физических лиц не менее чем на 15 тыс. абонентов не суждено сбыться. По данным ComNews Research, по итогам этого года совокупный прирост активной абонентской базы частных пользователей СШПД не достигнет и 10 тыс. домохозяйств.

Об этом заявил руководитель исследований ComNews Research Евгений Евдокименко. По его словам, согласно опросам ComNews Research, проведенным в прошлом году, до декабря 2014 г. совокупные планы российских провайдеров СШПД предполагали увеличение в 2016 г. абонентской базы частных лиц не менее, чем на 15 тыс. домохозяйств.

"Резкий скачок девальвации рубля в декабре прошлого года разрушил эти планы. Сегодня уже ясно, что по итогам 2015 г. совокупный прирост активной абонентской базы частных пользователей двустороннего СШПД в Интернет не достигнет и 10 тыс. домохозяйств, - заметил Евгений Евдокименко. – ComNews Research прогнозирует, что по итогам 2015 г. активная абонентская база сегмента СШПД для частных лиц составит порядка 22 тыс. домохозяйств, в том числе в Ku-диапазоне - не менее 16 тыс. и в Ka-диапазоне - около 6 тыс.".

По данным ComNews Research, за девять месяцев 2015 г. число домохозяйств, являющихся активными пользователями двустороннего СШПД в Интернет, увеличилось с 14 800 до 19 750, или на 4 950 абонентов. Таким образом, отмечают аналитики ComNews Research, абонентская база этого сегмента СШПД за три квартала 2015 г. выросла на 33,4%.

Согласно исследованию ComNews Research, в III квартале 2015 г. большинство частных абонентов (15 550, или 78,7%) обслуживалось в Ku-диапазоне. Большая рыночная доля в Ku-диапазоне по числу индивидуальных подписчиков на 30 сентября 2015 г. приходилась на ООО "РуСат" – 68% (10650 абонентов). Следом по доли шла компания AltegroSky с 26% (4025 абонентов), затем VSAT-оператор "Радуга-Интернет" (1% или 90 абонентов). Доля прочих провайдеров СШПД в Ku-диапазоне на 30 сентября 2015 г., по данным ComNews Research, составляла 5% (785 домохозяйств).

Что касается Ка-диапазона, то согласно исследованию ComNews Research, к концу прошлого года в этом диапазоне на базе ресурса спутника KA-SAT компании Eutelsat функционировало 5770 абонентских станций VSAT, в том числе 4 тыс. (69,3%) в сегменте физических лиц.

"Из-за сильного оттока в первой половине текущего года к концу III кв. 2015 г. операторы смогли увеличить общее количество активных абонентских станций в Ka-диапазоне лишь на 230 единиц. Таким образом, по итогам трех кварталов текущего года их общее число составило 6 тыс., из которых 4 200 (70%) обслуживали частные домохозяйства", - указывается в исследовании ComNews Research.

Рыночная доля провайдеров СШПД в Ка-диапазоне по числу индивидуальных подписчиков на 30 сентября 2015 г. распределилась следующим образом: "Радуга-Интернет" (1895 абонентов), как и AltegroSky (1875 абонентов), занимали по 45%, а 10% (430 абонентов) рынка приходилось на другие компании.

По данным ComNews Research, большая рыночная доля по числу индивидуальных подписчиков на 30 сентября 2015 г. в целом приходилась на "РуСат" – 54% (10650 абонентов). На AltegroSky приходилось 30% (5900), "Радуга-Интернет" занимала 10% (1985 абонентов) рынка. На прочих провайдеров СШПД пришлось 6% (1215 абонентов)

"Девальвация рубля, произошедшая в конце 2014 г., нанесла сильный удар по спросу физических лиц на сервис СШПД. В первой половине 2015 г. только в Ka-диапазоне прекратили работу около 700 ранее установленных терминалов. Восполнить отток смогли лишь операторы "РуСат" и AltegroSky", - говорится в сообщении ComNews Research.

По словам Евгения Евдокименко, 2015 г. несомненно станет самым сложным для операторов СШПД в сегменте B2C за всю недолгую историю существования этого сегмента. "Главным тормозом его развития является высокая стоимость абонентского оборудования, которая в результате девальвации национальной валюты выросла за первые девять месяцев 2015 г. на треть. По состоянию на 30 сентября 2015 г. средняя цена базового абонентского комплекта для частных лиц достигла 24 тыс. руб., что не позволило операторам реализовать планы по значительному наращиванию абонентской базы", - резюмировал Евгений Евдокименко.

Руководитель ГК AltegroSky Сергей Пехтерев сказал, что компания не ставила твердых планов по количеству установленных терминалов. В планах на 2015 г., говорит он, было обеспечить рентабельность бизнеса для физических лиц. "То есть полное отсутствие прямого или косвенного субсидирования со стороны B2B и освоение Ka-диапазона на платформе "Юпитер" на спутнике "Экспресс-АМ5", который, по нашему убеждению, будет основным локомотивом для развития бизнеса для физических лиц", - добавил в беседе с ComNews Сергей Пехтерев. В планах у AltegroSky на 2016 г. -  трансфер опыта со спутника "Экспресс-АМ5" на "Экспресс-АМ6" и обеспечение доли 80-90% терминалов Ка-диапазона в общей массе новых подключений.

"Сервис Ка-диапазона имеет потрясающие потребительские характеристики со скоростями 10 и более Мбит/с на закачку и 3-4 Мбит/с от абонентского терминала. При этому сети практически безграничная пропускная способность. Например, в ноябре мы не получили от наших клиентов (а это несколько сотен активных станций) СШПД в Ка-диапазоне ни одной жалобы на маленькую или недостаточную скорость", - подчеркнул Сергей Пехтерев.

По количеству новых абонентов консервативный прогноз AltegroSky на 2016 г. - 2-3 тыс. "Но повторюсь, задача не количество ушедших со склада терминалов, а количество активных абонентов и месячный доход от них. Мы будем стараться занять верхний сегмент рынка физических лиц с ARPU 2-4 тыс. руб. в месяц", - заключил Сергей Пехтерев.

По словам заместителя генерального директора по коммерческой деятельности "РуСата" Светланы Шабалиной, несмотря на непростой с экономической точки зрения год, компания смогла сохранить прирост абонентов. "К концу декабря надеемся выйти на запланированный показатель в 12 тыс. частных пользователей, - рассказала корреспонденту ComNews Светлана Шабалина. - Отмечу, мы не повышали стоимость оборудования, а просто отказались от одной товарной позиции - комплекта "KiteNet Эконом" за 8 тыс. руб.".

Что касается прогнозов на предстоящий год, то компания надеется сохранить стабильный прирост абонентской базы, в том числе за счет новой услуги коллективного доступа "KiteNet Плюс", запущенной в тестовую эксплуатацию 2 декабря этого года. "Однако многое также будет зависеть от экономических реалий и ситуации в стране и мире. При благоприятном прогнозе рынок СПШД будет развиваться и абонентская база продолжит расти, хотя и не быстрыми темпами. Думаю, что в условиях кризиса это будет действительно успехом", - резюмировала Светлана Шабалина.

Оптимистичный прогноз на 2016 г. дает и "Радуга-Интернет". "В 2016г. ожидаем увеличение базы на 100% по самым скромным расчетам", - отметил в беседе с ComNews генеральный директор "Радуги-Интернет" Денис Дианов.

Потенциальный игрок рынка двухстороннего СШПД для частных абонентов - ОАО "РТКомм.Ру" ("дочка" ПАО "Ростелеком") - тоже надеется, что этот сегмент будет развиваться. "Мы еще пока не начали предоставлять услуги двухстороннего СШПД для частных абонентов, но планируем рассмотреть такую возможность в следующем году", - пояснил корреспонденту ComNews представитель компании. "РТКомм.Ру" связывает развитие спутникового ШПД с развитием Ка-диапазона. К сожалению, в настоящее время, ресурс в этом диапазоне предоставляется на очень ограниченном числе космических аппаратов, заметил представитель компании. Что касается судьбы российского сегмента СШПД для физических лиц на 2016 г., то во многом ее будет определять экономическая ситуация, но "РТКомм.Ру" надеется, что этот рынок будет развиваться.

Андрей Федосеев

Тематики: Интернет

Ключевые слова: Интернет, широкополосный доступ