Своя «яранга» с краю. Локальный ресурс поделил провайдеров

Кабельный оператор «Теликс», действующий в Калининском районе, запустил акцию, в рамках которой принимаются заявки на бесплатное подключение к сети от пользователей внутреннего ресурса Yaranga.net. Этот портал был и ранее у компании, однако в результате конфликта, который возник между владельцами Yaranga.net и компанией HomeUser, к сети которой был в свое время подключен проект, его владельцы отказались от второго провайдера. Таким образом, маркетинговое мероприятие для «Теликса» является фактически попыткой переманить абонентов от другого оператора, а для ресурса Yaranga.net – «симметричным» ответом на действия своего бывшего партнера - сети HomeUser.

Сервер Yaranga.net появился в сети HomeUser в конце 2003 года, когда эта домашняя сеть только начала своё существование. Тогда несколько инициативных пользователей, включая текущего куратора сервера Yaranga.net Тимофея Зверева, решили организовать локальный ресурс. Изначально ресурсов и сервисов на Yaranga.net было немного, но на тот момент он стал первым в сети круглосуточным FTP-сервером с большим объемом информации. Со временем на сервере появился форум, чат, галерея и он стал представлять собой один из центров общения и поиска информации сети HomeUser. При этом сервер все время развивался, покупалось новое дорогое оборудование на деньги, вложенные владельцем и пользователями ресурса. Сейчас сервер представляет собой двухпроцессорную серверную машину с объемом жестких дисков в 2 Тбайт. За ресурс отвечает более 10 человек, каждый из которых занимается решением своих конкретных задач. Посещаемость ресурса в сети HomeUser составляла около 1,5 тыс. уникальных пользователей в месяц, что сравнимо с третью абонбазы сети HomeUser.

По данным spbIT.ru, конфликты между сетью HomeUser и ресурсом Yaranga.net начались еще в начале 2006 года, когда сервер Yaranga.net был первый раз удален из списка ресурсов сети на сайте оператора. «В прошлом году у сети HomeUser начались достаточно сильные проблемы с качеством предоставляемых услуг. При этом диспетчеры обещали скорое исправление ситуации или ссылались на отключение электричества в одном из домов. В то же время доступ в Интернет не обеспечивался в течение недель. Недовольство пользователей росло, на официальном сайте HomeUser все обсуждения работы сети удалялись, и поэтому пользователи делились своими эмоциями на Yaranga.net. Как мне удалось выяснить, именно это и послужило причиной удаления ресурса из списка без какого-либо предупреждения, - рассказывает Тимофей Зверев. – В результате была достигнута договоренность о запрещении обсуждения работы сети и конкурирующих компаний на моем ресурсе. Мне же было дано обещание впредь действовать согласованно со мной. Впоследствии данное обещание сдержано не было». Представители HomeUser на момент подготовки материала категорически отказались от комментариев по поводу сложившейся ситуации.

В феврале 2007 года сервер Yaranga.net был отключен от сети на неделю – и опять-таки, по словам его владельца, без какого-либо предупреждения и уведомления. Официальная причина отключения, опубликованная на сайте оператора, сообщала о том, что сервер Yaranga.net некорректно работает и вносит нарушения в функционирование сети. В марте 2007 года он был удален из списка внутрисетевых ресурсов с сайта сети HomeUser. По словам представителей самой домашней сети, это было сделано в ходе планового обновления списков ресурсов. Ответным действием со стороны владельцев Yaranga.net стало запрещение доступа к сервису в выходные дни для пользователей сети HomeUser. Таким образом, ресурс остался в зоне «видимости» только пользователей «Теликса» - второго провайдера, где размещался Yaranga.net.

«После появления в нашем районе других провайдеров некоторые пользователи стали отключаться от HomeUser. В результате многие пользователи подключились к сетям кабельных операторов или ушли на ADSL. Так как проекта Yaranga.net до недавнего времени в сети «Теликса» не было, а бывших пользователей ресурса в сети этого оператора становилось все больше, было принято решение о подключении к нему. Сейчас, по моим данным, все крупные ресурсы сети HomeUser переместились в «Теликс» или временно подключены к обеим сетям», - рассказывает Тимофей Зверев.

Кроме того, с целью стимулирования перехода абонентов HomeUser к «Теликс», последним была объявлена акция, в рамках которой до 30 апреля принимаются заявки на бесплатное подключение к сети «Теликс» от пользователей ресурса Yaranga.net, находящихся в зоне сети. Отметим, что в эту зону входит ряд домов, расположенных по улицам Софьи Ковалевской, Черкасова, Лужской, Руставели, Токсовской, Керпинского, Верности, Гражданскому проспекту и проспекту Науки. Также первые 50 подключившихся получают по 1 Гбайт в подарок на срок 1 месяц, все остальные - по 500 Мбайт.

Однако полностью отключать проект от сети HomeUser не планируется. «Чтобы предоставить всем пользователям этой сети полноценный доступ к Yaranga.net, как раз и была объявлена акция по бесплатному подключению. По состоянию дел на данный момент доступ к серверу Yaranga.net для пользователей сети HomeUser закрыт самой компанией, и причины блокирования пока не ясны. Все обязательства перед сетью HomeUser мною выполняются», - говорит Тимофей Зверев. Отметим, что свою позицию по данной ситуации как HomeUser, так и «Теликс» как-либо комментировать отказались.

По мнению других игроков рынка, акция «Теликса» и Yaranga.net может произвести определенный эффект, хотя использование внутреннего ресурса для привлечения новых абонентов вряд ли является корректным.

«На мой взгляд, сеть и ее ресурсы – это вещи взаимосвязанные: как сеть не может существовать без ресурсов, так и ресурсы появились и могут существовать только благодаря наличию сети. Что касается ситуации с переходом владельца ресурса от одного оператора к другому, то это его личное дело, и вмешательство провайдера в этот процесс не совсем корректно. Другое дело если оператор приобретает какой-то внутрисетевой проект и в дальнейшем развивает его сам или с помощью предыдущего владельца - в этом случае, безусловно, он вправе использовать этот ресурс для привлечения клиентов, так как он становится его собственностью, - отмечает технический директор компании «Матрикс Сетевые Решения» Олег Лебедев. - Акция, безусловно, может иметь эффект. Однако если пользователи подключались ради внутрисетевого общения и какого-то конкретного ресурса, то интернет-трафик им не очень интересен. Хотя, с другой стороны, возможность получить бесплатный доступ может привлечь определенное количество наиболее активных абонентов, отслеживающих ситуацию на рынке и готовых к смене оператора для максимальной оптимизации своих затрат на доступ».

«Если администрация HomeUser не упустит момент и оперативно создаст аналог Yaranga.net, то заметного оттока абонентов вообще не будет. Если даже компания не будет создавать аналогов – отток будет минимальным. Иными словами, «Теликс», даже используя маркетинговые акции, вряд ли получит более 3-5 % базы абонентов HomeUser в пересекающихся сегментах пользователей. На нашей практике можно вспомнить выход сети Sonix из проекта LAN-IX, что в свою очередь простимулировало оставшихся участников к активным действиям по развитию внутрисетевых ресурсов», - резюмирует генеральный директор компании TiERA Валерий Стрельцов. Напомним, что проект LAN-IX, который сегодня является одним из крупных альянсов по объединению внутренних ресурсов, образовался в 2005 году, после объединения ресурсов операторов Sonix, WinLink и «Сильвернет». В дальнейшем Sonix вышел из проекта и стал одной из компаний, на базе который был организован проект TiERA (см. выпуск новостей от 21 июля 2006 г.). На данный момент в альянс LAN-IX входят такие операторы, как WinLink, «Сильвернет», DiamondNet, «Люкс Телеком», «НетФорс», ГТК и EnterNet (проект компании «ВестКолл», см. выпуск новостей от 13 сентября 2006 г.). Общий объем внутренних ресурсов проекта превышает 54 Тбайт.

Автор: Игорь Плотников.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Кадры, Web

Ключевые слова: