Особенности российского рынка ERP-систем в 2014 и 2015 годах

Отечественный рынок систем ERP (включая продажу лицензий, услуг по внедрению и сопровождению программ, а также облачных сервисов) не смотря на сложную экономическую обстановку по итогам 2014 г. вырос на 4% и составил 99,2 млрд рублей. Но по итогам 2015 года эксперты прогнозируют падение рынка примерно на 20% в рублях.

Эксперты в целом считают, что трудности в российской экономике и нестабильность валютного сектора в 2014 и 2015 годах отрицательно сказались на рынке ERP-систем. В частности некоторые компании, которые планировали внедрение ERP-систем отложили этот процесс. Те же заказчики, кто уже начал автоматизировать бизнес своих компаний отказались от внедрения крупных сегментов ERP в пользу узкоспецилизированных проектов, напрвленных на решение конкретных тактических задач. Тем не менее, по итогам 2014 года системные интеграторы, несмотря на негативный экономический фон, показали рост выручки.

Комментирует Олег Саидов-Лебединский, директор по предпроектному консалтингу группы «Борлас»:

«Значительное влияние на рынок оказали три фактора. Во-первых, резкий скачок обменного курса доллара и евро, который привел в пропорциональному удорожанию лицензий, которые номинируются их в этих валютах, а это почти все крупнейшие игроки рынка ERP. В итоге масштабные проекты внедрения ERP для конечных клиентов стали дороже. Во-вторых, санкции которые коснулись многих отраслей - активных потребителей ERP, и теперь они заставляют задуматься компании стоит ли развивать и вкладываться дальше в западные решения. В-третьих все это сопровождается тяжелой ситуацией в экономике и высокой степенью неопределенности, в этих условиях компании  реализуют только приоритетные инвестпроекты, к которым внедрение или развитие ERP обычно не относится. Таким образом клиенты в целом считают, что сейчас неудачное время для новых ERP-проектов, поэтому продажи «тяжелых» западных ERP могут упасть на 30-40%.

В то же время, ситуация с курсом рубля привела к тому, что ставки российских консультантов в валюте снизились. И для некоторых предприятий в нашей стране, имеющих зарубежную штаб-квартиру/ведущих учет в валюте, это является плюсом в пользу принятия решения о старте проектов, несмотря на общую сложную экономическую ситуацию. Мы предполагаем, что такое «уменьшение» стоимости консалтинговых услуг может отчасти смягчить падение продаж.  Еще один поддерживающий фактор - рост числа небольших проектов по доработке, миграции, развитию существующих ERP. Стабильный спрос сохраняется и на услуги и технической поддержки. В целом неплохая ситуация в  этих сегментах может снизить общее падение рынка ERP».

Выручка компаний на российском рынке ERP 2013-2014 гг. по данным аналитического центра  Tadviser



Партнер компании AT Consulting, директор практики ERP Михаил Нелькин:
«В трендах на рынке ERP сегодня мобильный функционал, который, действительно, набирает популярность – на мобильные устройства выносится управленческая BI отчетность и инструментарий по утверждению руководителями ключевых операций в бизнес-процессах. А вот в облака выносить данные своих ERP-систем крупный бизнес пока не стремится. В то же время вокруг тематики ERP постоянно возникают различного рода нишевые задачи, под которые могут рождаться новые решения, в том числе и облачные. Причем эти решения могут касаться не столько автоматизации процессов внутри компаний, сколько их взаимодействия с различными контрагентами.

Приведу примеры, над которыми мы сейчас работаем. Во-первых, изменения в налоговом законодательстве 2015 года в части НДС, а также активности, связанные с «налоговым мониторингом», потребуют вывода на новый уровень процессов взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов; без автоматизации тут не обойтись, и необходимы решения, способные работать со всеми основными ERP-системами наших заказчиков, при этом удовлетворяющие требованиям налоговых органов. В качестве второго примера, я бы отметил возрастающий интерес клиентов к решениям в области продвинутого взаимодействия заказчиков с поставщиками. Это объединяет как области SRM-решений, так и логистику и закупки, причем взаимодействие может быть как на уровне пары поставщик-заказчик, так и в рамках целой цепи снабжения. На данный момент комплексного решения, которое бы отвечало всем требованиям заказчиков, пока нет, очень надеюсь, что скоро мы сможем его предложить, работа над этим уже активно ведется».

Аналитики компании TAdviser в своем исследовании отметили, что среди главных тенденций развития российского рынка ERP в 2014 – 2015 гг. системные интеграторы и вендоры называют появившийся тренд на имортозамещение. В условиях нестабильной экономики и укрупнения доллара и евро многие российские компании обратили внимание на отечественные программные продукты. Стоит отметить, что и сами разработчики россйиских ERP-систем готовы составить конкурецию зарубежным продуктам. Это будет особенно заместно в отраслях, где традиционно велика доля государственного участия — нефтегазовая промышленность и машиностроение. Интерес к отечественным разработкам в области ERP подогревает и федеральный закон о преференциях для российского ПО в госсекторе, который вступает в силу 1 января 2016 года.

Однако не все компании даже с государственным участием предпочтут отечественное ПО зарубежным ERP-системам. Дело в том, что предприятия, которые заинтересованы в зарубежных инвестициях или планируют IPO, скорее всего сделают выбор в пользу ERP зарубежного разработчика.

Как отмечают эксперты, несмотря на интерес россйиских компаний к импортозамещению, рынок в 2014 году практически не отреагировал не этот тренд. Напротив, компании, которые уже начали проект по внедрению зарубежных ERP-систем, не спешат переходить на отечественные разработки, а только внимательно изучают их возможности с точки зрения примененя в своих проектах.

Кроме того, участники рынка единодушно говорят о том, что импортозамещение это длительный процесс, который может занять годы. Кроме того, замещение импортного ПО отечественным может быть не менее затратным. В россйиских продуктах сегодня еще нет многих технологий и методик, а это ведет к необходимости разработки собственных, на что, естественно, потребуются инвестиции.

Другой вариант стратегии в сложившихся условиях, к которому приходят компании, заключается в максимальной реализации  возможностей ERP-систем, использование которых было неполным. В частности речь идет о дополнительном внедрении элементов системы. Как правило, компании покупали и внедряли лишь отдельные сегменты ERP для конкретных направлений своей деятельности и не использовали все функциональные возможности системы.В условиях кризиса предприятия обратили пристальное внимание на оптимизацию и доработку уже существующих решений.

Еще одним трендом прошлого и текущего года — это рост спроса на узкоспециализированные функции ERP-систем. Как отмечают эксперты, сегодня большинство крупных корпоративных заказчиков уже внедрили базовую функциональность ERP-систем (автоматизацию финансовой, логистической и производственной функций), но проявляют интерес к узкоспециализированным функциональным направлениям. Например, компании начинают внедрять решения по управлению портфелями и управлению качеством, а также продукты, связанные с бизнес-аналитикой и т. д. Таким образом, заказчики перешли от внедрения крупных проектов к закрытию отдельных специфических задач.

Что касается финансовых результатов ведущих российских интеграторов, то по данным TAdviser, лидером по выручке в 2014 году стала компания «Борлас», которая сумела увеличить свой доход с 1 млрд. 835 млн. рублей до 2 млрд. 251 млн. рублей. Далее следует компания AT Consalting, чья выручка увеличилась в 2014 году лишь на 8 млн. 586 тыс. рублей. Третье место занимает компания Maykor-GMCS, доход которой за прошлый год составил 1 млрд. 279 млн. рублей, что на 153 млн. больше, чем в 2013 году.

Кроме того, стоит остановиться и на тенденциях, напрямую не связанных с экономическим негативом в стране. К таким, например, относится изменение пользовательских интерфейсов ERP, целью которого является удобное взаимодействие системы и человека. Появился спрос на простые, понятные, удобные и гибкие интерфейсы с возможностью индивидуальной настройки. И разработчики стремяться удовлетворить этот спрос, видя в интерфейсах уже не просто элемент управления ERP, а весомое конкурентное преимущество.

Также среди тенденций 2014 и 2015 годов стоит отметить адаптацию систем ERP под требования законодательства. В частности речь идет об изменениях в ERP-cистемах в связи с подачей налоговых деклараций в электронном виде и встуившего в силу 1 сентябра закона о персональных данных. Крупные западные и российские разработчки своевременно выпустили обновления для ERP-cистем, учитывающие законодательные нововведения. Эксперты считают, что адаптация под требования законодательства станет драйвером рынка ERP.

Эксперты рассказали и о других особенностях рынка ERP в 2014 и 2015 годах. Например, компании-разработчики и системные интеграторы обратили внимание на то, что заказчики стали более зрелыми в работе с ERP-системами, то есть переходят к решению узконаправленных задач. Также заказчики стали ответственно подходить к подготовке внедрения ERP-систем и понимать цели и задачи внедрения.

В текущем и прошлом году стала заметна тенденция трансформации ERP-систем. Сегодня  ERP-систем обрастают новым функционалом, что во многом зависит от индивидуальных потребностей заказчика и от того набора уже имеющихся информационных комонентов, которые необходимо интегрировать в единую систему. Еще один пример трансформации ERP – это объединение бизнес-систем поставщиков и заказчиков, а также создание нишевых или отраслевых ERP-систем, которые по стоимости доступны компаниям и предприятиям среднего бизнеса.

Компании стали также интересоваться возможностью работы в облачных ERP-решениях. Экперты и игроки рынка говорят, что заказчики пока лишь изучают возможности облачных систем, и на сегодняшний день в России этот вариант автоматизации не обрел популярности. Тем не менее ряд разработчиков видят у облачных ERP хорошие перспективу уже в ближайшем будущем. Пока же массовому переходу в облака мешает, в первую очередь, опасения по поводу безопасности данных.

Еще одним заметным трендом 2014 и 2015 годов стала мобильная функциональность ERP-систем, что неудивительно в эпоху массового использования смартфонов и планшетов. Мобильные инструменты — это еще одна возможность эффективно взаимодействовать в рамках ERP-системы на уровне руководства и работников компании, а также на уровне поставщика и заказчика.

Директор по предпроектному консалтингу группы «Борлас» Олег Саидов-Лебединский:

«Пока не видно никаких изменений в экономике, которые могут увеличить спрос на ERP в России в 2016 году. Одновременно, проявились политические тренды, которые могут привести к закрытию экономики России от «западной». В целом, если резких поворотов в жизни страны не случится, тренды в сфере ERP будут повторять тренд этого года, а именно: крайне осторожное и консервативное отношение клиентов к инвестициям в ERP. Сам ERP рынок в целом в 2016 году просядет на 10% по отношению к 2015 году «из-за накопления усталости». При этом вполне возможно и противоположное движение (антитренд) «на повышение» в узких секторах. Первый из них: поднявшиеся на импортозамещении отечественные производители, которые подумывали о переходе на промышленные ERP «в случае, если бизнес пойдет», получат финансовую возможность для такого перехода, и те из них, которые верят в длительность своего процветания – запустят проекты. Второй антитренд поддержат компании, оценивающие стоимость услуг в твердой валюте. Традиционные экспортеры, которые продолжают выигрывать из-за низкого курса рубля, вряд ли присоединятся, т.к. они больше думают о формировании резерва на будущее и вынуждены поддерживать экономику страны. В целом, первый и второй антитренды представляют небольшой сегмент, и тенденции рынка ERP они не изменят, но дадут возможность некоторым поставщикам ERP-решений (в основном, сервиса, а не лицензий) «протянуть до лучших времен».

Директор по бизнес-приложениям компании КРОК Максим Андреев:

«КРОК вошел в пятерку лидеров, сохранив место в рейтинге и увеличив выручку по проектам внедрения ERP-решений на 7%.

На мой взгляд, это неплохая динамика, учитывая, что рынок в целом вырос всего на 4% по данным TAdviser (включая продажу лицензий, услуг по внедрению и сопровождению программ, а также облачных сервисов) и примерно на 3,5% по данным IDC.

В лидерах по рынку находятся нефтегазовые, производственные, телеком- и ритейл- компании. Существенных отличий по годам на рынке вроде не отмечается.

Среди заказчиков КРОК лидируют представители госсектора и предприятия военно-промышленного комплекса.

По прогнозам TAdviser в 2015 рынок может упасть примерно на 20%, и в 2016 году только продолжит падение. На мой взгляд, это похоже на правду. Падение не столь критично в основном за счет технической поддержки ранее внедренных ERP-систем. Продажи лицензий западных вендоров падают довольно стремительно, вместо них на первый план выходят отечественные платформы. Однако мы предвидели такое развитие событий достаточно давно. Так, еще в 2010 году мы стартовали развитие практики внедрений на платформе 1С. К настоящему времени у нас выработались серьезные компетенции и сформировалась команда, на счету которой несколько масштабных внедрений ERP на базе 1С. По этой причине у нас в компании в этом году уже зафиксирован рост услуг по внедрению ERP несмотря на общее падение рынка.

На мой  взгляд, даже с учетом роста доллара и евро никто не откажется от внедрения ERP-cистем, если бизнес созрел до внедрения, и система критично необходима предприятию. Кроме того, подорожание валюты оказывает влияние только на спрос в отношении зарубежных ERP-систем. Но помимо них есть также ERP-решения от российских производителей, в частности, компании 1С. Мало того, продукты из линейки 1С являются наиболее часто внедряемыми в России ERP-платформами. К примеру, среди реализованных КРОК проектов есть несколько крупных внедрений систем 1С, в частности, для учета и управления денежными потоками в компаниях «Сухой» и «Зарубежнефть». С начала следующего года спрос на российские ERP-системы  должен возрасти еще больше, особенно в госсекторе, ведь с 1 января в силу вступит 188-ФЗ о преференциях для ПО российского производства в рамках госзакупок.

Кроме того, помимо физических закупок есть еще один вариант использования ERP – это SaaS-сервисы для бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Правда, они наиболее актуальны  для компаний из SMB-сегмента, их бизнес-процессы отличаются большей гибкостью по сравнению с крупным бизнесом. А значит, и ИТ-решения не требуют существенной кастомизации, что противоречит концепции облачных сервисов».

Президент компании MAYKOR-GMCS Екатерина Воропаева:

«Если говорить об отраслевой специфике, то в 2013-2014 годах мы реализовывали проекты в телекоммуникацииях, ритейле, энергетике, госсекторе, сфере профессиональных услуг и не только. Для нас это был достаточно равномерный период с точки зрения отраслевой принадлежности заказчиков.

Несмотря на то, что российский ИТ-рынок оказался в новых для себя условиях, бизнес по-прежнему старается поддержать эффективность процессов и обеспечить инновационное развитие. За последние несколько месяцев нам приходили самые разные запросы: на автоматизацию учета, финансов, складской логистики, управления проектами, CRM, BI. Речь идет как о внедрении с нуля, так и о развитии существующих систем. Стоит отдельно сказать о запросах на разработку мобильных приложений для ремонтных бригад, для управляющих магазинов и других корпоративных мобильных приложений.

Если говорить о трендах, в 2016 году мы ожидаем рост спроса на облачные решения. Ряд наших решений для разных отраслей уже доступны заказчикам в облаке.

Несмотря на валютные колебания, заказчики из коммерческого сектора интересуются как западными, так и российскими решениями. С этой точки зрения спрос остается достаточно сбалансированным».

Автор: Борис Беляев.

Тематики: Интеграция, ПО, Финансы

Ключевые слова: ERP-системы