Технологичный банкинг

Президент ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Леонид Меламед предложил Мининформсвязи курировать развитие мобильного банкинга. Пока мобильный банкинг в России в основном сводится к sms-оповещению. По мнению аналитиков, в создании полноценного мобильного банкинга не заинтересованы, прежде всего, сами банки, тем более, что и операторы пока не готовы инвестировать средства в создание полноценных сервисов.

На расширенном заседании коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ президент ОАО "МТС" Леонид Меламед, ссылаясь на то, что сегодня мобильный банкинг в России развивается без ведомственной опеки, предложил Мининформсвязи курировать развитие мобильного банкинга. В России активно развиваются мобильные банковские сервисы. Однако, когда речь заводится, о мобильном банкинге, то прежде всего имеется ввиду сервис sms-оповещения о состоянии счета и проведении платежей по кредитной карте. В то время, как наиболее перспективным направлением представляется сервис мобильных платежей: за услуги мобильной связи, коммунальные платежи, оплата покупок, транзакции со счета на счет и т.д.

Все крупные операторы мобильной связи, так или иначе, сотрудничают с банками, совместно предоставляя мобильные сервисы. Так, например, ОАО "ВымпелКом" смогло совместно с "Альфа-банком" реализовать услугу мобильного платежа. То есть абоненты оператора могут пополнять счет телефона с помощью карты "Альфа-банка", используя своя мобильный телефон в качестве платежного терминала. Ведущий менеджер по связям с общественностью ОАО "ВымпелКом" Светлана Анурова заметила, что оператор этот сервис расценивает, как очень перспективный. В тоже время Светлана Анурова признает, что развитие мобильного банкинга в России сдерживается целым рядом причин, например, для осуществления ряда операций, в том числе проведения транзакций со счета на счет в рамках действующего законодательства оператор связи обязан получить банковскую лицензию. "Мы должны принять тот факт, что мобильный банкинг попадает в сферу интересов нескольких российских ведомств", - отметила Светлана Анурова.

По словам руководителя направления по работе с банками компании i-Free Виктории Подуновой, sms-банкинг уже получил довольно широкое распространение в России: большинство банков предлагают своим клиентам такую услугу, а клиенты, в свою очередь, довольно охотно пользуются ею, поскольку sms-коммуникация знакома им, проста и понятна. Однако полноценный мобильный банкинг, базирующийся на Java и позволяющий вкладчикам совершать разнообразные операции со своим счетом, в России пока развит мало. "Мы видим, по крайней мере, две основные причины, тормозящие его развитие. С одной стороны,  даже несмотря на то, что большинство потребителей имеют сегодня телефоны с поддержкой Java, Java-приложения  воспринимаются  как что-то очень сложное для освоения и ежедневного использования. С другой стороны, банки недоверчиво относятся к инновациям: прежде всего их беспокоит уровень безопасности и защищенности мобильных сетей. Поэтому нам сейчас приходится вести большую разъяснительную работу: мы подробно рассказываем банкам о применяемом оборудовании, технологических схемах, системах защиты информации и т.д. Конечно, постепенно, с течением времени, отношение банков к полноценному мобильному банкингу меняется - так же было, кстати, и с интернет-банкингом, который теперь очень широко распространен. Думаю, положительную роль здесь может сыграть конструктивная позиция сотовых операторов, которые вместе с контент-провайдерами могли бы рассказать банкам о гарантиях безопасности", - сообщила Виктория Подунова.

Аналогичной точки зрения придерживается и аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, в развитии полноценного мобильного банкинга не заинтересованы, прежде всего, сами банки, так как объем операций в рамках этих сервисов крайне незначителен. Т.е. до тех пор, пока услуги мобильного банкинга не станут массовыми, банки не станут всерьез рассматривать мобильный банкинг, ограничиваясь sms-оповещением. Тем более, что мобильные операторы не готовы к серьезным инвестициям в развитие мобильного банкинга.

Олег Кресп

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: