Связь на троих

На рынке дальней связи ожидается пополнение: 29 января к двум работающим на рынке операторам мг/мн-связи ("Ростелеком" и "Межрегиональный ТранзитТелеком) прибавится компания "Голден Телеком", которая также начнет предоставлять услуги дальней связи. К 2010 г. оператор рассчитывает занять 20% рынка, а предполагаемая выручка составит около $1 млрд. Компания также активно строит зоновые сеть, рассчитывая в дальнейшем покрыть всю Россию. Эксперты с недоверием отнеслись к столь амбициозным планам, допуская, впрочем, что при определенных условиях они всё же достижимы.

Напомним, что долгоджданные коды выбора оператора - "51"  (для междугородней) и "56" (для международной связи) "Голден Телеком" получил в середине декабря прошлого года. До этого компании в течение почти года "Россвязьнадзор" отказывал в регистрации сети по той причине, что оператор не был присоединен ко всем зоновым сетям, притом что как только "Голден Телекому" удавалось выполнить все предписания регулятора, появлялись новые операторы с новыми зоновыми сетями (новость ComNews от 19 декабря 2006 г.).

Любопытно, что при этом до последнего момента компания работала в качестве мг/мн-оператора по старой комплексной лицензии (ее "Голден Телеком" получил 8 лет назад) на предоставление услуг местной, зоновой и мг/мн связи. Согласно ее условиям, "Голден Телеком" направлял мг/мн-трафик на сеть "Ростелекома". Лицензия действительна до середины 2008 г. "Мы уйдем от использования старой лицензии, запустив услуги дальней связи 29 января", - сообщил главный управляющий "Голден Телекома" Жан-Пьер Вандромм. По его словам, из-за использования старой лицензии госструктуры неоднократно проводили проверки в компании и подавали на оператор в суд. "Однако бывший министр связи Владимир Булгак, который входит в состав совета директоров компании, подтвердил, что использовании старой лицензии на мг/мн связь - легально", - подчеркнул Жан-Пьер Вандромм.  

Как рассказал журналистам господин Вандромм, транзитная сеть оператора на 60% состоит из собственных каналов (в том числе 30% - спутниковые каналы - то есть собственные наземные станции, а 30% - собственные волоконно-оптические линии). Оставшиеся 40% приходится на каналы, которые компания арендует - в основном у "Ростелекома" и "ТрансТелеКома". В 6 городах - Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Сахалине, Пскове и Красноярске - у оператора имеются собственные зоновые сети. Кроме того, зоново-транзитные узлы построены в Самаре и Екатеринбурге. В течение 2007 г. "Голден Телеком" построит еще 19 сетей, а стратегическая цель компании - построить зоновые сети во всех 88 субъектах России.

По собственным прогнозам "Голден Телекома", объем рынка дальней связи, который в 2006 г. составил $2,8 млрд., в ближайшие годы будет расти так: в 2007 г. - $3219 млрд., в 2008 г. - $3664 млрд., в 2009 - $4177 и в 2010 г. - $4816 млрд. К 2010 г. "Голден Телеком" намерен "откусить" от этого "пирога" 20%, то есть предполагаемая выручка составит чуть менее $1 млрд. Такая оценка сделана исходя из того, что во многих городах компания уже является крупным местным оператором и имеет определенную долю рынка. Так, в Москве и Петербурге у "Голден Телекома" 14% всей выручки приходится на доходы от фиксированной телефонии, в Нижнем Новгороде - 23%, в Самаре - 21%, а в Красноярске - 33%. Кроме того, за последний год компания построила канал дистрибуции: 4 тыс. агентов и более 30 тыс. дистрибуторов. Тарифы "Голден Телекома" на международную связь будут в среднем от 10% до 65% ниже, чем тарифы "Ростелекома", утверждают в компании.

Тарифы на международную связь вышедшего год назад на рынок конкурента "Голден Телекома" - компании "Межрегиональный ТранзитТелеком (МТТ) - ниже, чем у бывшего монополиста - "Ростелекома" - примерно на 15-20%. Дальнейшее снижение цен на международную связь будет зависеть отношений МТТ с международными операторами. "При снижении цены должно сохраняться качество связи", - поясняет директор по связям с общественностью МТТ Кирилл Ладыгин. При этом в МТТ уже ощутили прибавление на рынке. "Мы ожидаем естественного усиления конкуренции", - говорит Кирилл Ладыгин. По его словам, компания готова к конкуренции и проводит активный маркетинг, чтобы информировать потребителей о своих услугах, а также организует сеть представительств МТТ в регионах, которая будет продвигать услуги МТТ и осуществлять продажи услуг конечным потребителям. При этом "Голден Телеком", как полагают в МТТ, может столкнуться с теми же проблемами, что и второй игрок российского рынка мг/мн-связи. В числе основных сложностей при входе на рынок Кирилл Ладыгин называет инертность населения в секторе физических лиц и плохую осведомленность о возможности выбора оператора, а в ряде регионов - усложненную процедуру доступа к оператору (абонент должен пойти на узел связи, и для физического лица даже низкий тариф не всегда является достаточным стимулятором). Чтобы заключить договор с оператором мг/мн-связи, абоненту нужно пойти на узел местного оператора и написать заявление. При этом, по мнению некоторых операторов, количество дистрибьюторов не играет никакой роли.

Сама МТТ к 2010 г. рассчитывает занять 15-20% рынка. В этом году оператор планирует развернуть сеть представительств по схеме квази-франшизы в большей части регионов РФ, что, по мысли оператра, должно повысит эффективность продаж (см. новость ComNews от 19 октября 2006 г.).

Отраслевые эксперты разошлись в оценках. "Занять 20% рынка для "Голден Телекома" маловероятно. Сейчас очень высокая конкуренция, и оператор немного опоздал", - полагает директор по развитию компании "Коминфо-Консалтинг" Евгений Соломатин. По его оценкам, к 2010 г. "Ростелеком" будет занимать 60-65% рынка, "Голден Телеком" и МТТ - по 15%, а остаток придется на остальных игроков. "При этом "Голден Телеком" заработает свои 15% в основном на корпоративном сегменте, - уверен господин Соломатин, - тогда как МТТ - на населении". Эксперт также отметил, что главным образом эти показатели зависят от системы продаж и партнерской сети, поэтому высокоразвитая система представителей и агентов сыграет ключевую роль в деловом секторе.

Ведущий аналитик ComNews Research Наталья Аристова, напротив, полагает, что занять желаемую долю рынка оператор сможет, но при определенных обстоятельствах. "Если у "Голден Телекома" будет максимально упрощена схема выхода абонента на нужного оператора дальней связи, то при качественной маркетинговой стратегии и умелой рекламной компании, которая будет носить просветительский характер, "Голден Телеком" может рассчитывать на многое". Впрочем, инертность и неосведомленность потребителей может воспрепятствовать благополучному результату, резюмировала госпожа Аристова.

АННА АФАНАСЬЕВА

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: