Успехи MVNO – в тумане

Российские MVNO-операторы отмечают, что их абонентская база в 2015 г. продолжает расти, однако абсолютные показатели раскрывают не все из них. Так, со времени запуска в 2013 г. по конец 2014 г. "Связной Мобайл" реализовал 800 тыс. SIM-карт, а к Aiva Mobile с начала старта работы оператора подключились 35 тыс. абонентов. Эксперты отмечают, что на MVNO-операторов в России приходится 0,5% мобильного рынка, и вряд ли их доля будет увеличиваться.

Проект "Связной Мобайл", который был запущен в ноябре 2013 г. на сети ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), реализовал с этого времени по конец 2014 г. 800 тыс. SIM-карт. Об этом сообщила руководитель пресс-службы "Связного" Мария Заикина. Оператор нацелен на развитие проекта и дальнейшее наращивание подключений. Компания удерживает абонентов при помощи системы разнообразных бонусов благодаря тесной связке с программой лояльности "Связной-клуб", а также рост ARPU. На рост популярности "Связного Мобайла" влияют два фактора: тарифные планы, рассчитанные на различные аудитории, а также набор бонусов "вокруг" сотовой связи.

По словам Марии Заикиной, в 2014 г. в сегменте MVNO не произошло событий, которые бы значительно изменили ситуацию в этой области телекоммуникаций. В 2015 г. оператор не ожидает значительных изменений в работе MVNO-операторов.

Представитель Yota, которая работает в качестве MVNO-оператора голосовой мобильной связи и безлимитного Интернета по технологии LTE на сети материнской компании - ОАО "МегаФон", не раскрыл количество абонентов оператора. "Наша абонентская база увеличивается с опережением плана. Например, после старта масштабной рекламной кампании в начале марта, рост ускорился", - отметил он.

По его словам, оператору уже удалось занять нишу на рынке, несмотря на то что он был запущен в 2014 г. и что к тому моменту проникновение сотовой связи в России достигало более 166%. По данным Yota, в настоящий момент никаких особых препятствий для работы MVNO-операторов в России нет. Однако развитие событий для игроков рынка телекоммуникаций в 2015 г. во многом будет зависеть от экономической ситуации.

Рост демонстрирует и абонентская база MVNO-оператора "Гарс Телеком", работающего в сегменте B2B, говорит директор по корпоративным коммуникациям компании Михаил Сергеев. Хост-операторами "Гарс телекома" являются "МегаФон" (с 2003 г.), а также "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), с которым компания подписала соглашение в 2014 г. "Гарс Телеком" предоставляет клиентам пакет услуг, в который включены фиксированная и мобильная телефония, Интернет и др. Доля мобильной составляющей в этих пакетах обычно не превышает 20%, уточнил Сергеев.

"В 2015 г. можно прогнозировать ренессанс MVNO для B2B -сегмента благодаря MNP (mobile number portability). Теперь сотрудникам компаний не приходится менять корпоративные номера, чтобы перейти на обслуживание к другому оператору", - отметил Сергеев. Он считает, что рост рынка MVNO в 2015 г. будет ощутим, речь идет о десятках миллионов рублей. Однако драйверами этого роста станут те MVNO-операторы, которые работают в определенных нишах, уверен он.

К Aiva Mobile, виртуальному оператору мобильной связи "МТТ Групп", рассчитанному на аудиторию мигрантов из Центральной Азии, уже подключились 35 тыс. абонентов. Aiva Mobile, которая работает на сети МТС, намерена привлечь 100 тыс. абонентов до конца 2015 г., говорит директор по корпоративным коммуникациям ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) Анна Бойко. "В конце прошлого года снижение бизнес-активности, падение курса рубля, усложнение требований к мигрантам привели к существенному снижению их потока в Россию. Это отразилось на планах проекта Aiva Mobile. Однако сейчас ситуация начала выправляться, и мы видим значительный рост динамики подключений", - говорит Анна Бойко.

По ее словам, в середине этого года может состояться запуск Aiva Mobile в Узбекистане, а в конце года – в Киргизии. Кроме того, МТТ серьезно смотрит на возможность работы в европейских странах. Первый такой MVNO-проект планируется запустить в Финляндии. Бойко отмечает, что сейчас оператор наблюдает разрушение преград, которые существовали у "большой тройки" в отношении MVNO. "Не в последнюю очередь это происходит с оглядкой на успешный опыт стратегического партнерства МТТ и МТС", - считает она. Крупные операторы начинают развивать MVNO-проекты в сотрудничестве с партнерами, поскольку те зачастую готовы работать в отдельных специфических нишах, подчеркнула Бойко. Этот тренд со временем будет усиливаться, уверена она.

Генеральный директор виртуального оператора "Народный мобильный телефон" Владимир Шульга отметил, что не может похвастаться результатами НМТ, так как никто из операторов "большой тройки" так и не позволил НМТ подключиться к их сетям. "Поэтому мы находимся в тупике. Будут ли MVNO-операторы активно развиваться в 2015 г., зависит от того, удастся ли решить проблему подключения операторов к действующим сетям большой тройки", - отметил он. Еще одним препятствием он назвал недостаточно активную позицию Минкомсвязи. Пока нет приказа, который обязывал бы "большую тройку" подключать MVNO-операторов к своим действующим сетям, сетует Шульга. Он сообщил, что НМТ работает по этому вопросу с Минкомсвязи и с ФАС, однако пока никаких результатов нет.

Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский считает, что особыми успехами большая часть MVNO-операторов похвастаться не может. Тем не менее, он положительно оценил проект Yota. "Но это не совсем MVNO, это дочерняя компания. Когда-то у "МегаФона" была уже попытка запустить собственного MVNO под суббрендом "Просто". Надеюсь, нынешний проект будет успешней", - сказал он. Остальные MVNO, полагает Домбровский, носят нишевый характер. Нет ни регуляторных условий их внедрения, ни рыночных устремлений операторов к оптовой продаже трафика, считает он.

По данным управляющего партнера агентства "ТМТ Консалтинг" Константина Анкилова, MVNO-операторы в России обслуживают немногим более 1 млн. абонентов. На них приходится 0,5% мобильного рынка. По его мнению, наиболее успешный пример - проект "Связного", который является крупнейшим игроком по числу SIM-карт. Он также выделил Yota, хотя число абонентов невелико, но проект молодой и развивается.

По данным J'son & Partners Сonsulting, абонентская база виртуальных операторов в России не превышает 1% от количества активных SIM-карт. С точки зрения динамики привлечения абонентов лидирует проект "Связной Мобайл", отметил руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting Виталий Солонин.

"В текущих условиях, когда сотрудничество с виртуалами не несет существенных выгод базовым сотовым операторам, значимых позиций виртуальные операторы в стране не займут. В 2015 г. вряд ли они выйдут за порог 1%", - говорит Константин Анкилов.

"Если мы говорим о полноценном рынке независимых виртуальных операторов, то явных предпосылок к существенному росту проникновения MVNO в 2015 г. России, к сожалению, пока нет", - считает Виталий Солонин. Основная проблема у потенциальных MVNO полного цикла – договориться с сотовым оператором. Кроме того, MVNO вряд ли смогут конкурировать с существующими операторами, отметил он. Перспективные нишевые MVNO-проекты, говорит Солонин, связаны с Интернетом вещей и M2M. По-прежнему высок интерес к созданию MVNO со стороны крупных компаний из нефтегазового сектора, банков и других отраслей.

Елизавета Титаренко

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: сотовые операторы, MVNO