"Ростелеком" навлек на Tele2 спам

Из-за создания компаниями "Ростелеком" и "Tele2 Россия" совместного предприятия (СП) - ООО "Т2 РТК Холдинг" – последняя за прошлый год получила больше жалоб от абонентов на различные виды мобильного мошенничества, чем за аналогичный период 2013 г. Tele2 за 2014 г. обработала 17 640 жалоб, из которых 63% пришлось на спам.

Сколько именно жалоб от абонентов "Tele2 Россия" получила за 2013 г. представитель компании ComNews не уточнил. Он лишь сказал, что их количество из-за присоединения мобильных активов ОАО "Ростелеком" к Tele2 за прошлый год увеличилось.

Тем не менее, по его словам, за прошлый год время, необходимое для решения проблем абонентов, по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. сократилось в шесть раз и составило в среднем четыре часа.

По данным Tele2, за 2014 г. абоненты чаще всего получали сообщения о заблокированных банковских картах (20%), ошибочных платежах (12%) и чрезвычайных ситуациях, в которых оказались их родственники (5%). Остальные 63% нежелательных рассылок пришлись на спам.

"На популярный в 2013 г. вид мошенничества Wangiri, при котором абонентов вынуждают перезвонить на платный номер, в прошлом году пожаловался всего 61 клиент, - указывается в сообщении компании. - По каждому обращению проведена проверка, в результате которой номера аферистов были заблокированы. Однако преступники продолжают придумывать новые схемы мобильного мошенничества. Абонентам Tele2 стали поступать звонки с неизвестных номеров с информацией о выигрыше ценного приза или с просьбой сообщить код доступа от личного кабинета".

По данным оператора, прошлом году было зафиксировано наибольшее количество жалоб абонентов из Самарской, Астраханской, Волгоградской, Костромской и Курганской областях. О каком именно числе жалоб по каждому региону идет речь, представитель Tele2 не уточнил.

Также в октябре прошлого года Tele2 запустила бесплатный сервис "Антиспам-SMS", позволяющий абонентам оператора самостоятельно блокировать входящие SMS-рассылки с любых номеров.

Один из операторов "большой тройки" - ОАО "МегаФон" - аналогичный сервис под названием "SMS-контроль" внедрил в мае прошлого года. Количество полученных "МегаФоном" жалоб от абонентов на нежелательные сообщения в январе нынешнего года по отношению к началу 2014 г. сократилось в четыре раза. Общее число заблокированных "МегаФоном" спам-сообщений в 2014 г. превысило 1,5 млрд (в 2013 г. было заблокировано более 1 млрд SMS). Что касается жалоб абонентов "МегаФона" на мошенничество с короткими номерами, их число в 2014 г. снизилось в три раза.

Другой оператор "большой тройки" - ОАО "ВымпелКом" - значимого всплеска случаев мобильного мошенничества за прошлый год не заметил. "Мы связываем это с эффективной работой по противодействию мошенникам и повышению осведомленности и бдительности граждан. Среди наиболее распространенных видов мошенничества в 2014 г. - попытка мошенничества с банковскими картами, просьбы о помощи через аккаунт в соцсетях и SMS", - отметила в разговоре с репортером ComNews пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. Однако какое именно количество жалоб от абонентов оператор обработал за прошлый год, она не уточнила. Анна Айбашева сказала, что в течение прошлого года в четыре раза снизился уровень жалоб абонентов на спам.

"Также за 2014 г. почти 400 тыс. абонентов получили возврат средств и моральные компенсации за некачественно оказанные услуги партнеров. Общая сумма возвратов и компенсаций – 48 млн руб.", - подчеркнула Анна Айбашева.

Компания МТС (ОАО "Мобильные ТелеСистемы") не раскрыла какую-либо статистику по борьбе с мобильным мошенничеством за прошлый год. "В октябре 2014 г. со вступлением в силу поправок к закону "О связи" по борьбе с SMS-спамом МТС запустила сервис для отказа от получения рекламно-информационных SMS-сообщений с помощью отправки SMS-команды на специальный номер", - сказал в беседе с ComNews руководитель направления по взаимодействию со СМИ компании Дмитрий Солодовников.

Согласно поправкам к закону "О связи", компания, желающая осуществлять SMS-рассылку, должна заключить договор с оператором и получить разрешение от абонентов. Пользователь должен сначала дать согласие на получение SMS-рассылки. В дальнейшим он может отказаться от нее, обратившись к оператору. Если компания-отправитель рассылает SMS-рекламу без разрешения абонента, она будет оштрафована.

По данным опроса Eset Russia в 2014 г. 78% российских пользователей пострадали от мобильного спама. При этом ситуация с мобильным спамом несколько ухудшилась в сравнении с 2013 г., когда на рекламные звонки и SMS-рассылки жаловалось 76% пользователей, добавил руководитель отдела продуктового и технического маркетинга Eset Russia Алексей Оськин.

"Спам в SMS получает 61% пользователей, еще 3% жалуются на рекламные звонки, а 14% сталкиваются с обеими проблемами, - рассказал Алексей Оськин. - 22% респондентов сообщили, что вообще не сталкиваются с мобильным спамом. Могу предположить, что это результат работы операторов связи, а также заслуга проактивных респондентов, использующих мобильные антивирусы с модулем "Антиспам". Эта функция позволяет заблокировать ненужные SMS и звонки, например, с текстовых номеров типа "промо", "такси" и пр.".

Кроме того, по его словам, в опросе Eset Russia про наиболее распространенные факторы риска 13% мобильных пользователей сообщили, что по ошибке подписывались на ненужные платные сервисы, а 11% теряли деньги со счета из-за спама, вирусов или уловок мошенников.

"Как антивирусная компания мы разрабатываем и совершенствуем антивирусные решения – в том числе и для мобильных устройств. Они обеспечивают защиту как от вирусных угроз, так и от других видов мобильного мошенничества, - отметил Алексей Оськин. - Вирусная лаборатория Eset обнаруживает и добавляет в сигнатурные базы новые мобильные угрозы. В их числе, например, известный троян-шифратор Simplocker, который шифрует файлы на смартфоне и планшете и требует денежный выкуп за разблокировку". Однако какое количество атак компания отразила на мобильных устройствах, он не уточнил.

По словам антивирусного эксперта "Лаборатории Касперского" Виктора Чебышева, всего в период с начала ноября 2013 г. по конец октября прошлого года компания отразила 1 363 549 уникальных атак на Android-устройства. "За аналогичный период 2012-2013 гг. было отражено 335 тыс. уникальных атак. Таким образом, число атак на Android устройства увеличилось в четыре раза", - заметил в беседе с ComNews Виктор Чебышев.

В течение года с мобильными угрозами хотя бы раз столкнулись 19% наших пользователей – практически каждый пятый, добавил он. "В 53% Android-атак были использованы мобильные троянцы, нацеленные на кражу денег пользователя (SMS-троянцы и троянцы-банкеры). За отчетный период мы обнаружили 12 100 мобильных банковских троянцев – в девять раз больше, чем в 2013 г. Мобильными банковскими троянцами хотя бы раз в течение года были атакованы 45 032 пользователя", - сказал Виктор Чебышев.

По его словам, в прошлом году "Лаборатория Касперского" активно совершенствовала защитные технологии в мобильных продуктах для Android, чтобы не допустить скачивания и выполнения зловредного кода на мобильных устройствах. "Кроме того, "Лаборатория Касперского" выстраивала партнерские отношения с сотовыми операторами и вместе с ними боролась с мобильным мошенничеством в России", - заключил Виктор Чебышев.

Андрей Федосеев

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: Tele2, Ростелеком, мобильное мошенничество