Сбербанк хочет нравиться клиентам. В том числе, и за счет информационных технологий

21 января 2015 г. в Москве прошел брифинг, посвященный предварительным итогам реализации программы «Надежность автоматизированных систем банка», а также ИТ-стратегии развития банка до 2018 года. Представители руководства пояснили, что Сбербанк взял курс на большую открытость для своих клиентов. Данное мероприятие – тому подтверждение.

Сбербанк хорошо  известен не только в России, но и за ее пределами. Это транснациональный банк, на долю которого приходится около 27% активов всей российской банковской системы. Обширную филиальную сеть  - 17 территориальных банков  и порядка 19 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений дополняют дочерние банки в Казахстане, Украине, Белоруссии, а также филиал в Индии и представительства в Германии и Китае. Однако и такой крупнейший банк в ближайшие годы будет переживать далеко не лучшие времена. Страну ждет масштабнейший банковский кризис. Об этом предупредил на гайдаровском форуме-2015 президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф.

Напомним, особенность финансовых учреждений состоит в специфических рисках, связанных с поведением клиентов. Если они начнут сомневаться в стабильности банка, то реакция будет быстрой – люди  начнут массово выводить средства. И каким бы известным и мощным ни был Сбербанк, этот риск касается и его. Отсюда и стремление во что бы то ни стало нравиться клиентам, предлагать новые удобные сервисы.

 

Старший вице-президент Сбербанка Никита Волков

 

Чтобы клиенты были уверены в бесперебойной работе всех сервисов, рассказал, что автоматизированные системы надежны и способны выдерживать огромные нагрузки, которые могут возникнуть в любой момент (как это было в «черный вторник» 17 декабря ). В этот день не произошло обрушения системы, были лишь небольшие локальные сбои, что не привело к прекращению обслуживания клиентов Сбербанка.

Никита Волков подтвердил, что современный банк, по сути, является ИТ-компанией, поэтому ИТ-стратегия неотделима от бизнес-стратегии финансового учреждения. Приоритеты развития Сбербанка до 2018 года сформированы на основе пяти главных направлений развития. Первое – построение доверительных отношений с клиентами вплоть до того, чтобы уметь превосходить их ожидания. Второе – сделать корпоративную культуру Сбербанка одним из основных конкурентных преимуществ. Третье направление – технологический прорыв: завершение технологической модернизации и достижение возможности быстрой интеграции в бизнес банка современные технологии. Четвертое – финансовая результативность. Пятое – совершенствование организационных и управленческих навыков.

 

Модель ЦОДа «Южный порт»

 

Собственно информационных технологий касается направление, названное «технологическим прорывом». Важным событием здесь стало открытие и ввод в эксплуатацию МегаЦОДа «Южный порт». Это самый крупный банковский центр обработки данных в Восточной Европе. Проектная документация ЦОДа была сертифицирована в Uptime Institute по уровню надежности Tier III. Как известно, этот уровень обеспечивает не только возможность проведения регламентных работ по инженерно-техническим системам без прекращения функционирования ЦОДа, но и безотказную работу при возможных единичных сбоях в системах.

Общая площадь комплекса составляет 16000 кв. м. На площадях комплекса оборудовано более 5 тысяч кв. м серверных залов. Электрическая мощность МегаЦОДа «Южный порт» составляет 20 MBA. Аппаратная составляющая – мейнфрейм и серверы IBM, серверная техника HP, сервер БД – Oracle. Системы ERP и HCM – на базе решений SAP. Управляющий директор блока ИТ Сбербанка Андрей Хлызов на вопрос о возможности импортозамещения ответил уклончиво: банк может заместить некоторые элементы инфраструктуры, и даже СУБД (не обязательно разработки РФ). При этом г-н Хлызов не уточнил, что за элементы и о какой СУБД идет речь. Вместе с тем он подчеркнул, что нынешняя СУБД Сбербанка полностью закрыта от постороннего вмешательства, поэтому никто не сможет ее изменить без соответствующего разрешения.

 

Управляющий директор блока ИТ Сбербанка Андрей Хлызов

 

Катастрофоустойчивость центра обработки данных «Южный порт» обеспечивается наличием двух резервных площадок. В настоящее время это площадки арендованные. Однако Сбербанк планирует в 2016 году начать строительство собственного резервного ЦОДа. Место под строительство пока не определено.

 

ЦОД

 

По словам Андрея Хлызова, все критически важные ИТ-системы Сбербанка, в том числе сетевая инфраструктура имеют георезервирование. В осуществлении транзакций обычно бывает задействовано два ЦОДа – основной и один резервный. В случае сбоя в основном – транзакция полностью обрабатывается резервным ЦОДом. Если же отказ оборудования и ПО – что  практически никогда не случается, продолжит работать третий ЦОД. Правда, он имеет усеченный функционал и осуществляет лишь аутентификацию, но транзакцию осуществить позволяет. В настоящее время этот небольшой ЦОД работает во время планового апгрейда ПО, который, как правило, происходит в ночные часы.

Что касается инноваций, Сбербанк подходит к этому с осторожностью. Он не стремится быть первым в технологической области, предпочитая быть вторым: внедрять уже опробованные решения – будь то в России или других странах.

Андрей Хлызов рассказал, что Сбербанк заканчивает работу над созданием единой централизованной ИТ-платформы – проект «Централизация 2.0». В прошедшем году была полностью перестроена спутниковая связь, обслуживающая восточную территорию РФ.

 

 

Действует программа надежности, открытая в 2013 году. На постоянной основе над реализацией этой программы работает 1000 человек. Вот некоторые результаты: в 2014 году время простоев снижено в 4 раза, инциденты в автоматизированной системе уменьшились с 2,4 раза, время простоев при проведении технологических работ снизилось в 2,5 раза. В настоящее время надежность систем составляет 99,52. Достичь показателя 99,99 – в планах Сбербанка.

Автор: Елена Шашенкова.

Тематики: Интеграция, Финансы

Ключевые слова: ЦОД, автоматизация, Сбербанк