Аналитики The Mobile World: по количеству абонентов Россия пока третья

Россия занимает третье место в мире по количеству абонентов и чистому приросту абонентских баз. Такие данные приводит в своем исследовании аналитическая компания The Mobile World. Улучшить свою позицию страна уже не сможет, уверены специалисты. Наоборот, в ближайшее время Россию в рейтинге может потеснить бурно растущая Индия, а в более далекой перспективе - развивающиеся страны Ближнего Востока и Африки, где темпы чистого прироста абонентов в год доходят до 300%.

В 2Q06 мировой мобильный рынок продемонстрировал лучший рост абонентской базы, говорится в отчете аналитической компании The Mobile World, опубликованном 23 октября. За период в мире было подключено 124 млн. новых пользователей, то есть примерно по 1,375 млн. в день. Особо бурный рост абонентских баз наблюдался на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона - около 57 млн. чистого прироста абонентов. Примечательно, что остальные регионы мира вместе опередили его лишь на 10 млн. новых абонентов: Ближний Восток и Африка - около 19 млн., Латинская Америка - 15,5 млн., Северная Америка - 7,4 млн., Россия и Центральная Азия - 9,1 млн., Европа - 16 млн. По прогнозам аналитиков, к концу года общее количество мобильных абонентов в мире превысит 2,6 млрд., а проникновение сотовой связи достигнет 40%.

Лидером по количеству абонентов является китайский рынок - 400 млн. Россия в Топ-10 занимает третье место, сразу за США. Не смотря на то, что первая тройка стран не меняется уже несколько лет, аналитики The Mobile World предрекают, что в ближайшее время в ней будут перестановки. На более низкие позиции будет отодвинута Россия, так как по данным компании уровень проникновения сотовой связи в нашей стране уже перевалил за отметку в 100%. Освободившееся место займет Индия. Не исключено, что ей удастся пошатнуть позиции США и Китая. Если в прошлом году Индия была лишь на девятом месте в топе с количеством абонентов в 57 млн. человек, то в 2006 году она занимает уже четвертую строчку с 100 млн. абонентов.

Еще около 27 стран, которые не вошли в Топ-10, имеют свыше 20 млн. абонентов. Среди них и Украина, которой удалось подняться за истекший период с двадцать третьего места на семнадцатое. Наш сосед увеличил количество абонентов на 16 млн., что позволило ему занять седьмое место в десятке стран - лидеров по чистому приросту. Лучшие темпы прироста продемонстрировали Китай и Индия - 63 млн. и 48,5 млн. абонентов соответственно. За ними следуют Россия, США, Пакистан, Бразилия, Украина, Индонезия, Колумбия, Алжир и Нигерия. В нашей стране, по данным The Mobile World, чистый прирост за период с 2Q05 по 2Q06 составил 41,7 млн. абонентов.

Аналитики оговариваются, что составляли топ, сравнивая показатели тех стран, где довольно внушительное количество абонентов. Однако есть ряд стран с пока еще низким уровнем проникновения сотовой связи, где ежегодно количество абонентов возрастает на 100% и более.

В основном это развивающиеся рынки Азии и Африки. Первое место среди них занимает ливийский рынок. Несмотря на то, что первый мобильный оператор в Ливии появился еще в 1996 году, проникновение сотовой связи в стране до середины 2004 года равнялось 2,5%. После появления конкуренции, проникновение сотовой связи в стране стало увеличиваться быстрыми темпами. За отчетный период этот показатель вырос на 309% и достиг 33%. Схожая ситуация в Армении, которая следует сразу за Ливией. Здесь первый оператор начал работать также в 1996 году. Бурный рост в этой стране начался в августе 2005 года, когда на рынок вышел второй оператор K-Telecom. Благодаря ему менее чем за год проникновение сотовой связи достигло 25%, а количество абонентов возросло на 193% до 750 тыс. подключившихся. Появление конкуренции спровоцировало рост и в Непале.

Несмотря на сложную ситуацию внутри страны, по-прежнему одним из наиболее быстро растущих рынков остается Ирак. За последние 12 месяцев абонентская база там выросла на 177% и составила 6,7 млн. В рейтинг попал и ряд стран СНГ. Туркменистан занял восьмое место - рост абонентской базы за истекший период здесь составил 151%, хотя уровень проникновения в стране до сих пор равен 3%. Узбекистан несколько опустился в рейтинге, однако и сейчас абонентская база в стране растет довольно быстрыми темпами - за год она увеличилась на 138%. Еще одна республика бывшего СССР в топе - Таджикистан, рост абонентской базы за истекший период здесь также превысил 100%.

Лидерами по количеству абонентов среди операторов стали два китайских гиганта. Российские МТС и "ВымпелКом" за год не изменили позиций - операторы по-прежнему занимают седьмое и восьмое места соответственно.

По мнению аналитиков The Mobile World, мировой мобильный рынок еще далек от зрелости, они считают, что расти будет даже рынок Западной Европы. Правда, оговариваются, что в один прекрасный день и этот рынок достигнет критической точки. Тогда перед компаниями-игроками встанет серьезный вопрос о выборе стратегии: либо строить бизнес на богатом, но медленно растущем рынке, либо делать это в развивающихся странах, где темпы роста больше в разы. Проблему выбора за операторов уже решили сами эксперты. По их мнению, наиболее оптимальным вариантом для компании будет работа одновременно и на зрелом, и на развивающемся рынках.

Одной из основных тенденций мирового рынка мобильных телефонов в 3Q06 аналитики называют увеличение рентабельности бизнеса и объемов продаж пятерки крупнейших производителей, одновременно с фатальным сокращением этих показателей у более мелких игроков. По предварительным оценкам экспертов The Mobile World, всего в 3Q06 в мире было продано около 255 млн. телефонов, что на 15 млн. больше, чем в прошлом квартале. Это рекорд, который, впрочем, при сохранении нынешних темпов, будет побит уже в нынешнем квартале. Не исключено, что в 4Q06 впервые в мире будет продано 300 млн. мобильных аппаратов, а по итогам всего 2006 года - заветная цифра в 1 млрд. трубок станет реальностью. Такие выводы аналитики делают на основе того, что обычно на последний квартал приходится около 30% ежегодных продаж.

Вендоров ждет довольно горячий сезон, говорят аналитики. Правда, не всех. Если, к примеру, Nokia в 4Q превышает средние показатели по индустрии, то Samsung идет ниже их. На протяжении последних четырех лет разница между 1Q (традиционно наиболее "тихим") и 4Q у корейского вендора не превышала 6,5 пп. (процентных пункта), в то время как у Nokia и Motorola, этот показатель равнялся 11 пп.

Как пишут аналитики The Mobile World, 3Q06 для мировой пятерки производителей был неоднозначным. Nokia удалось увеличить продажи телефонов на 13% - с 78,4 млн. в 2Q06 до 88,5 млн. штук в 3Q06, и на треть по сравнению с 3Q05. При этом средняя стоимость телефона Nokia снизилась с 102 евро до 93 евро, а прибыль компании упала почти на 100 млн. евро. Выручка крупнейшего мирового производителя трубок выросла на 14% до 5,9 млрд. евро.

Несколько успешнее завершил квартал второй мировой вендор - Motorola. Несмотря на то, что в 3Q06 американскому производителю не удалось достичь планируемого объема продаж в 55 млн. телефонов (компания продала 53,7 млн. трубок), рост по сравнению с тем же периодом в прошлом году составил 39%. Это, в свою очередь, положительно повлияло на финансовые показатели. Операционная прибыль компании увеличилась с 593 MUSD до 819 MUSD.

Продажи телефонов Samsung (номер три в топе вендоров) увеличились на 14,5% и составили 30,7 млн. аппаратов. Однако выручка компании возросла незначительно - с 4,37 трлн. вон до 4,45 трлн. вон, а по операционной прибыли производитель остался в убытке. Правда, стоит оговориться, что это финансовые результаты всего подразделения телекоммуникаций, учитывая и инфраструктурный бизнес.

Компания LG Electronics, стартовав в начале года с четвертого места, переместилась на позицию ниже и пропустила вперед Sony Ericsson. Корейский производитель показал наименьший рост объемов продаж среди пятерки - увеличив их лишь на 6,5% до 16,5 млн. трубок. Снизились и финансовые показатели LG - выручка по сравнению с 3Q05 уменьшилась на 9,7%, а операционная прибыль - на 23%.

Наилучшие результаты по темпу роста продемонстрировала Sony Ericsson, сейчас занимающая четвертое место в пятерке крупнейших вендоров. Компания продала в 3Q06 около 19,8 млн. телефонов, или на 43% больше, чем в тот же период в прошлом году. Выручка производителя выросла на 42%(!) до 2,913 млн. евро, а операционная прибыль с 151 млн. евро до 433 млн. евро. Сейчас Sony Ericsson наиболее рентабельна из всей пятерки, маржа до уплаты налогов равнялась 14,9%.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: