Разговорить абонентов. Главная задача сотовиков на ближайшие пять лет

Российских сотовых операторов еще рано вычеркивать из числа быстрорастущих компаний, считают аналитики МДМ-Банка. Их ждет следующий виток развития, драйвером которого будет рост среднемесячного дохода на одного абонента (ARPU) и длительности разговоров. Скептики полагают, что вернуться в разряд звезд сотовые операторы смогут, только выйдя на новый рынок связи третьего поколения 3G.

Вчера аналитики МДМ-Банка опубликовали отчет, в котором они прогнозируют, что российских сотовых операторов ждет новый виток роста. Рост этот в первую очередь будет обеспечен повышением ARPU и MOU (количество минут разговора на одного абонента в месяц). Автор отчета Елена Баженова считает, что влияние этих показателей недооценено и в последующие несколько лет они станут значить все больше для бизнеса сотовых операторов. Снижение ARPU, характерное для нескольких последних лет, результат огромного прироста абонентской базы и активной ценовой войны, пишет она.

По консервативному прогнозу, к 2010 году российские абоненты в среднем будут говорить около четырех минут в день. В развивающихся странах этот показатель уже сейчас составляет порядка десяти минут. ARPU МТС превысит 8 долл., а "ВымпелКома" будет ближе к 9 долл. Зато абоненты черно-желтого оператора будут говорить примерно на десять минут в месяц меньше (около 130 мин.).

"Инвесторы зря решили, что "ВымпелКом" и МТС пора переводить в разряд исключительно сash сow (в терминологии Boston Consulting Group - компания, имеющая высокую долю рынка при его низких темпах роста и генерирующая значительный денежный поток. - РБК daily). И что вложения в сотовых операторов - удел весьма консервативных инвесторов, которые нацелены на получение больших дивидендов, а не ждут отдачи от роста", - говорит аналитик МДМ-Банка Елена Баженова.

Она признает, что инвесторы отчасти правы. И "ВымпелКом", и МТС генерируют денежный поток и являются cash cow. "Но они (инвесторы. - РБК daily) недооценивают перспективы их роста. Дождавшись момента, когда рост абонентской базы стал терять темпы, они перешли на рубли и использовали внедрение принципа calling party pays для роста ARPU", - говорит аналитик. Скепсис инвесторов понятен, объясняют в МДМ-Банке: в начале года операторы показали плохие результаты, в частности по ARPU и выручке. Что и легло в основу преждевременного вывода об окончании роста этого сектора. Однако итоги второго квартала показали, что ARPU неожиданно начал расти. "Операторы говорили, что они ожидали этого роста еще в первом квартале, но рост базы нивелировал увеличение ARPU", - отмечает Елена Баженова.

"Инвесторы справедливо считают операторов cash cow. Вернуться в разряд звезд (в терминах BCG - бизнес, имеющий высокую долю рынка при его высоких темпах роста) они смогут, только выйдя на новый рынок - рынок связи третьего поколения (3G) и конвергентных услуг, объединяющих в себе связь, телевидение и Интернет", - считает Маргарита Зобнина, старший аналитик iKS-Consulting.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: