Университет будущего

15 мая в Петербурге состоялся форум по информационным технологиям в образовании «Университет будущего»

15 мая в гостиничном комплексе Park Inn Прибалтийская собрались работники и руководители высшей школы, ИТ-директора, ведущие специалисты в области информационных технологий в вузах, представители отраслевых СМИ и государственной власти. Главными организаторами форума выступили Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров  «SPb CIO Club» (профессиональное сообщество, объединяющее ИТ-директоров ведущих компаний Северо-Западного региона и Санкт-Петербурга) и Санкт-Петербургский государственный университет при содействии комитета по связи и информатизации Санкт-Петербурга.

Форум торжественно открыл председатель Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров Максим Белоусов. Он перечислил основные темы, которые планируется обсудить в ходе работы форума, среди них: тенденции ИТ в образовании, технологии, поддерживающие развитие этих трендов, вопросы практической реализация новых технологий в образовании. Затем Белоусов зачитал присутствующим приветственное слово замминистра образования и науки Российской Федерации Александра Климова. Климов пожелал успешной и плодотворной работы участникам, выразили уверенность, что в ходе работы форума удастся выработать общую картину Университета будущего.

Далее на торжественном открытии выступили председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов, руководитель управления службы информационных технологий Илья Горбунов, главный редактор журнала IT-Manager Ольга Попова, Владимир Быков (IBM), руководитель российского отделения Cisco Сергей Черноволенко, Сергей Иванов (Hewlett Packard).

Пленарное заседание форума было посвящено основным тенденциям развития современного образования. Ключевыми спикерами секции были представители ИТ-бизнеса и высшей школы. Среди них специалисты из IBM, Международного бизнес института, Cisco, МЭСИ и HP.

 Владимир Быков (IBM), в своем выступлении «Современные технологические тенденции для университетов» отметил важность образовательной среды в настоящее время, когда происходит переход от постиндустриального общества к экономике знаний. Главным становится не количество произведенных товаров, а объем произведенных знаний. Рынок образования один из крупнейших индустриальных рынков на планете. 200 млрд. долларов – таков объем современного образовательного рынка, который постоянно растет. Еще одна важная тенденция развития образования – это интернационализация высшего образования и развитие трансграничного образования. Смещение акцента от получения информации к умению работать с ней самостоятельно. На сегодняшний момент информационные технологии являются тем средством, который могут значительно улучшить и развить процесс обучения. Проникновение мобильных устройств в нашу повседневную жизнь делает значимым их вклад и в сегодняшний образовательный процесс. Использование социальных сетей в процессе обучения – неотъемлемый тренд современного образования. По прогнозу IBM через пять лет в мире будет присутствовать модель обучения, которую можно назвать «классная комната помогает в обучении». Это образное название модели, описывающей, по мнению IBM, процесс обучения в ближайшем будущем. В первую очередь это будет персонифицированное обучение. На базе персональных профилей обучаемого для него будет готовиться персональный специализированный обучающий контент. Последствием развития такого тренда станет необходимость использования BigData в технологиях образования, невозможность развития образовательных учреждений без сотрудничества с ИТ-компаниями, предлагающих вузам соответствующие решения.

Мария Сигова, проректор международного бизнес института (МБИ) в своем сообщении «Сфера образования 2030: Риски и возможности российских университетов» представила взгляд образовательной организации на развитие ИТ-трендов в образовании. Далее Александр Мороз – заместитель генерального директор российского представительства компании Cisco Systems обобщил основные из них. Он выделил три основных тренда: унифицированные коммуникации (так называемые конвергентные сети), виртуализация рабочих мест и перенос их в облако и BYOD – использование нештатного оборудования для работы сотрудников компании.

 

Доклад заместителя генерального директора российского представительства
компании Cisco Systems Александра Мороза «ИТ-тренды в образовании»

 

Наталья Тихомирова ректор московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в докладе «Университет 3.0: Вызовы и возможности» отметила, что современный университет при сохранении все своей традиционности существует и работает в новых условиях, которые напрямую определяются развитием цифровых технологий. Главный тренд сегодняшнего образования - это то, что оно происходит в течение всей жизни человека и умение и желание учиться определяют успешность личности в образовательном процессе.

Тихомирова также уделила большое внимание последним трендам современного образования. Среди них она особо выделила такие как открытые образовательные и библиотечные ресурсы, создание единых цифровых университетских библиотек. Она напомнила, что массовое развитие современных технологий дистанционного обучения несет и определенные риски и угрозы. Одна из главных угроз, по её мнению – потеря национального языка. Решение этой проблемы требует создания специальных государственных программ.

Многие ключевые понятия современного образования размываются за счет развития ИТ. Меняется и сама педагогика, в арсенал которой попадают новейшие средства и возможности, которые появляются за счет развития ИТ-отрасли. Меняются цели и задачи и сам образ современного преподавателя, который находится совершенно в другой идеологии современного учебного процесса.

В панельной дискуссии «Технологии, поддерживающие развитие трендов» приняли участие спикеры от бизнеса, которые традиционно предлагают ИТ-решения для образовательной среды: это представители компаний IBM, Polycom, Галактика, Citrix, Red Hat и 1С.

По мнению Сергея Бугрина – главы российского представительства Red Hat, современный студент коренным образом отличается от предыдущих поколений. Сегодня новое поколение обучающихся мыслит категориями социальных сетей. Одна из целей проходящего форума – это возможность взглянуть по-новому на образовательный процесс. Он отметил, что перестройка деятельности вуза в соответствии с последними образовательными трендами  в первую очередь определяется только самим университетом. На форуме часто звучала мысль, что для того «быть на волне» вузам необходима отдельная государственная поддержка. Это не совсем верно. Главное - это инициатива и желание к инновационному развитию. Бугрин вспомнил Высшую школу экономики как отличный пример раскрутки университета без участия государства. В целом же в процессе диалога бизнеса и образования, вузы и бизнес-сообщество должны дать совместный ответ на вопрос «Как же готовить современных преподавателей?».

Работу форума продолжил кейс «Практическая реализация новых технологий». В ходе его работы специалисты от образования представили ИТ-решения, которые они применяют в образовательном процессе.

Александр Молчанов, проректор по организации электронного обучения МЭСИ рассказал о новом подходе к образовательному процессу в свете современных реалий. Он представил присутствующим модель смарт-университета. Смарт-университет – вуз, который в своем развитии в первую очередь ориентируется на главного потребителя образовательных услуг, то есть на обучаемого, студента. Анализируя потребности рынка труда, смарт-университет выстраивает свой образовательный процесс таким образом, чтобы подготовить специалиста конкурентоспособного в своей профессиональной области.  Работодатель будущего на выходе будет ждать от вузов уже готовые команды-стартапы, в которые он может проинвестировать некоторое количество средств, чтобы определить жизнеспособность этого стартапа. Современные студенты хотят видеть гибкое обучение в интерактивной среде – хотят учиться тогда, когда у них есть время. Хотят иметь возможность получать нужные им знания. Для того чтобы осуществлять такое персонифицированное обучение вузу необходимо готовить индивидуальные рабочие планы. Студенты должны обучаться по многопрофильным образовательным программам. Всё это может предложить смарт-университет. Это повлечет за собой неизбежную генерацию смарт-контента, например смарт-учебников, которые позволят генерировать преподавателю обучающий контент без участия проектной и программистской команды. Это необходимо для того чтобы контент не успевал устаревать к моменту появления электронного учебника. Неотъемлемой частью смарт-образования является и дистанционное обучение, МООС-курсы. Здесь есть две тенденции. Первая - это возможность массового дистанционного обучения из любой точки мира. Современные проекты (например, виртуальная академия) позволяют учить онлайн тому, чему как считалось раннее, учить в сети было невозможно. Например, это технические и естественнонаучные прикладные направления.

ИТ максимально облегчают обмен идеями, поощряют продуктивность и нивелируют проблему удаленности. Это в корне меняет сложившуюся парадигму обучения: образование становится более пластичным, актуализированным и персонифицированным.

Яков Сомов – директор компании «Лекториум» рассказал про особенности использования МООС-технологий в образовании. Он отметил, что сама платформа с помощью которой организованы МООС не важна. Важен контент и то, чтобы на курсы записалось как можно большее количество людей».

Форум завершил круглый стол на тему «Повышение конкурентоспособности российского образования в мире (создание российского сетевого образовательного консорциума).

На круглом столе обсуждение получили те жизненные вопросы применения ИТ в современном образовании, которые были поставлены в ходе работы форума. Состоялась итоговая дискуссия представителей высшей школы, бизнеса, органов государственной власти и профильных СМИ.

Наиболее бурное обсуждение вызвали такие вопросы как

- Подготовка вузами ИТ-специалистов, востребованных рынком. Особенности образования в ИТ-сфере, где образовательный контент меняется наиболее быстро;

- Основные риски, вызванные тотальным внедрением массового дистанционного образования. Одна из важнейших проблем – отсутствие социализации обучаемых и невозможность обратной связи. Подмена образовательного процесса процессом обучения.

В целом участники форума считают, что технологические изменения и информатизация современного образования являются необходимыми условиями для обеспечения возможности подготовки вузами конкурентоспособных на мировом рынке специалистов.

Обобщая результаты работы форума, его участники выделили ключевые вопросы, по решению которых они вынесли свои предложения, закрепленные в меморандуме форума. Среди них:

  1. Необходимость создания российского облачного сервиса для дистанционных курсов отечественных вузов, обеспечивающих продвижение на зарубежные рынки образовательных услуг.
  2. Создание межвузовского центра компетенции и переподготовки преподавателей, создающих онлайн курсы.
  3. Рекомендация приоритетного использования программного обеспечения российской разработки или разработки в странах – стратегических партнерах России – Китае и Индии.

Дл справки: Форум по информационным технологиям в образовании «Университет будущего» – это площадка для рассмотрения и анализа актуальных проблем и вопросов, связанных с совершенствованием образовательных процессов на основе информационных технологий, а также вопросам их практического применения.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Маркетинг, Кадры, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: SPb CIO Club, CIO Club