На Open Telecom обсудили объединение офисов

Круглый стол на тему «Объединение офисов: самостоятельно или качественно» прошел 26 марта в рамках III Санкт-Петербургского форума «Open Telecom». В дискуссии в качестве экспертов приняли участие Илья Горбунов, представляющий СПбГУ, Олег Вайнберг из BV Group, Вадим Виноградский из «Гарс Телеком» и Павел Шантарин из компании «Билайн Бизнес». В обсуждении активно принимали участие и остальные пришедшие на форум руководители.

В начале каждый эксперт коротко освятил свою точку зрения на поднятый вопрос. Олег Вайнберг, в первую очередь, отметил странную постановку темы: «Я не вижу проблемы в самостоятельном соединении офисов. Когда я сам только начинал это делать, обращаться было не к кому. Да мне и в голову даже не приходила такая мысль. Нет ничего сложного в том, чтобы поставить железяки, которые могут проложить VPN, и засунуть VoIP».

Представитель Северной Компании Сергей Клещенок, выполняющий на круглом столе функцию модератора, напротив, поделился положительным опытом объединения офисов в локальную сеть с помощью оператора: «Мне это дает возможность не заморачиваться. Открытие каждого нового офиса, если там есть этот оператор, стало простой задачей. Новый офис сразу включается в сеть и вообще делать ничего не надо. По одному кабелю я подключаю интернет, по другому офис подключается ко всей моей сети».

 

Сергей Клещенок, Северная Компания

Сергей Клещенок, Северная Компания

 

Далее слово перешло Вадиму Виноградову, который заметил, что название темы, вызвавшее неоднозначную реакцию, не столько провокационное, сколько риторическое для операторов. По мнению Вадима, главное, на что нужно обратить внимание - это бизнес-эффективность, то, чем руководствуются собственники бизнеса и топ-менеджеры. Ни для кого не секрет, что вынос непрофильных бизнес-процессов является одним из способов повышения прозрачности и эффективности. «Второе, на чем стоит заострить внимание - это то, что рост рынка телекома выше, чем рост ВВП. Это значит, что телеком находится на переднем крае развития экономики. И это наверняка неспроста. Не думаю, что кто-то будет спорить, что внедрение современных телеком- и ИТ-технологий позволяет более эффективно организовать бизнес-процессы».

Илья Горбунов прежде чем перейти к основному вопросу пояснил, что Санкт-Петербургский государственный университет является оператором связи, о чем наверняка многие не знали. «Почему мы этим занялись? В этом году университету исполняется 290 лет, у нас 13 000 сотрудников, более 30 000 студентов, то есть всего более 50 000 пользователей и более четырехсот зданий. К затратам мы стараемся подходить разумно. Так, если бы мы подключали все четыреста зданий с помощью сторонних операторов, мы бы тратили несколько миллионов евро в год. А так мы имеем свою оптику, свои высокоскоростные каналы. Это дает очень хороший уровень сервиса для сотрудников и студентов. Более того, мы предоставляем эти услуги другим и зарабатываем деньги. Понятно, что это не наш основной бизнес, но благодаря нему мы можем платить конкурентноспособные зарплаты свои сотрудникам».

Павел Шантарин, также как и Вадим Виноградский, заметил, что все сводится к экономическому эффекту. «Конечно, при огромном количестве зданий и огромной потребности в телеком-услугах обращение к сторонним операторам не выгодно. Но для среднего количества офисов и тем более расположенных в разных городах, наиболее эффективным, как показала практика, является объединение именно с помощью оператора. Это, в первую очередь, экономия на сотрудниках, так как не надо в каждом городе держать огромный штат. Для работы лучше всего привлекать аутсорсинговые компании, специалисты которых будут приходить изредка в случае аварийных ситуаций. И по стоимости это получится гораздо меньше, чем зарплата постоянному сотруднику».

Первый вопрос к экспертам возник у Сергей Клещенка. Он попросил прокомментировать ситуацию, когда в двух офисах работают разные операторы. Ведь в случае проблемы может возникнуть угроза того, что они будут перекладывать ответственность друг на друга. «Да, таких ситуаций на практике масса, - подтвердил Вадим Виноградский. - Здесь имеет смысл выбрать любого оператора из двух, с которым работать комфортнее. Он и будет реализовывать связки между офисами. В случае возникновения проблем, спрашивать, разумеется, надо с него».

 

Эксперты за круглым столом

Эксперты за круглым столом

 

На призыв рассказать о негативном опыте работы с операторами отозвался один из участников форума, назвавшийся Александром. Он рассказал об опыте прокладки магистралей до места с помощью известного оператора связи, деликатно указав на то, что оператор был «полосатым»: «Три месяца мне не могли протянуть провод на объекте, хотя присутствовали на нем. Позже перепутали настройки VLAN портов и на объекте соединили два VLAN между собой. В итоге не легла вся сеть. Я не предъявляю претензий «полосатому» оператору, просто хочу сказать, что надо тщательно подходить к выбору и жестко следить за договорами».

За оператора попробовал вступиться один из зрителей, предположив, что проблема здесь не столько на стороне оператора, сколько на стороне инженеров, проектировавших IT-структуру. А Илья Горбунов добавил, что к неполадкам и авариям надо относиться спокойно, так как когда-нибудь что-то все равно сломается. «Здесь важно организовывать работу так, чтобы вовремя и быстро восстановить сервис». И, конечно, представитель Билайна Павел Шантарин остаться в стороне в этом вопросе не смог: «Я признаю, что бывают проколы, но все же они единичны и просто иногда сходятся в одной точке. В подавляющем большинстве случаев мы своевременно подаем эти сервисы. Да, при настройке бывают ошибки, но это доли процентов. Человеческий фактор неизбежен». Здесь поделившийся неудачным опытом зритель отдал должное компании «Билайн», отметив, что в Москве и Екатеринбурге оператор работает шикарно. «Просто хотелось бы, чтобы операторы услышали о том, насколько важно повышать уровень сервиса, тем более, что существуют объекты, на которые других операторов просто не пускают, и у нас не остается выбора».

После этого обсуждение переключилось на отвлеченный разговор о том, как оператору можно попасть на такой недоступный для него объект. Первым вернулся к собственно теме круглого стола Вадим Виноградов: «Вопрос у нас в том, насколько глубоко компании делегируют сервис соединения офисов. Могут ли они полностью доверить построение своей инфраструктуры телеком-компании или интегратору или же покупают интернет и сами ставят оборудование».

В ответ один из участников форума поделился своим опытом: «Мне довелось участвовать в решении задачи объединения нескольких тысяч офисов и небольших магазинов в разных городах. Да, можно было сделать все это самим, но я считаю, что в данном случае решение задачи должно проектироваться. Надо рассчитывать, что можно сделать своими силами, а когда лучше кого-то нанять. В нашем случае возникли непредвиденные риски, когда, например, решалась задача установки корпоративно-информационной системы. Мы купили дорогостоящее программное обеспечение, развернули его силами программистов нанятой компании. Через какое-то время эта фирма развалилась, и пришлось этих самых программистов нанимать к себе. Часть вопросов взаимодействия с операторами решалась тоже с учетом резервирования каналов. Одним словом, это был довольно длительный и рассчитываемый от начала до конца процесс».

Один из представителей банковской сферы рассказал о противоположной модели - объединение офисов самостоятельно: «У банков, как правило, существует несколько представительств в городе. При этом каждое должно безостановочно проводить необходимые клиенту операции. Задачу по реализации объединения офисов в корпоративную сеть мы решали самостоятельно силами специалистов своей дирекции. От операторов брали выделенные каналы. Один был основным, второй - резервным. Все это объединялось в два входа через сеть операторов. На данный момент это прекрасно функционирует. Такого, чтобы офис на длительное время остался без связи, никогда не было. Решение о самостоятельном объединении было принято из-за необходимости постоянно настраивать сетевое оборудование и следить за ним. Мы не были уверены, что оператор сможет делать это оперативно. Кроме того немаловажным фактором стала и политика безопасности».

Илья Горбунов в ответ заметил, что такая схема, может, и дешевле, но не всегда является эффективной. «Здесь важно кооперироваться. Несмотря на то, что мы являемся операторами связи, мы при этом еще и клиенты других операторов. И наоборот». А Вадим Виноградов вспомнил утреннее выступление Константина Анисимова из Parallels и заметил, что опасение, связанное с недостаточной безопасностью при обращении к оператором, как раз полностью соответствует характерным для России страхам, о которых говорил Константин и которые, по его словам, подтверждают незрелость российского рынка.

Завершился круглый стол кратким обсуждением отличий VPN от обычного интернета и обоснованности его внедрения, после чего все участники форума были приглашены на вечерний коктейль.

Рубрики: Фиксированная связь, Маркетинг, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: фиксированная связь, Билайн Бизнес