Компания МТС представила обзор рынка мобильного ритейла в России в 2013 году

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» представила обзор рынка мобильного ритейла и потребления телекоммуникационных услуг в России в 2013 году.

Операторская розница МТС впервые обогнала традиционный ритейл по динамике продаж смартфонов: за год МТС увеличила продажи смартфонов на 65%, что на 11% выше среднего показателя на рынке. Причина высокой эффективности операторского ритейла в акценте на бюджетные устройства, которые при сопоставимых технических параметрах, стоят на 20-30% дешевле продуктов A-брендов.

  • В течение 2013 года доля продаж смартфонов стоимостью до пяти тысяч рублей выросла до 58% с 37,5% от общего объема продаж смартфонов в натуральном выражении. Средняя стоимость реализованных в Розничной сети МТС смартфонов за год снизилась на 27% — с 9,7 тысячи до 7,1 тысяч рублей, что на 35% ниже среднерыночного показателя.

  • Смартфоны МТС по итогам последнего квартала 2013 года завоевали 4,8% российского рынка смартфонов, войдя в ТОП-10 полюбившихся россиянам брендов и став самыми популярными операторскими гаджетами в России. Продажи смартфонов МТС в 2013 году увеличились в пять раз, сейчас каждый третий продаваемый в операторской рознице смартфон — под брендом МТС.

  • Продажи планшетов в операторской рознице за год увеличились в 3,5 раза в штучном выражении. Продажи обычных телефонов, сократились — в 2013 году в Розничной сети МТС продано на 28% меньше простых телефонов, чем годом ранее.

  • На протяжении 2013 года росло число финансовых услуг, которые были оказаны клиентам в Розничной сети МТС — количество операций с кредитами, банковскими картами, денежными переводами за год увеличилось в 1,6 раза.


Структура мобильного трафика и доходов операторов трансформируется: в 2013 году впервые доля пользователей смартфонов и планшетов среди всех интернет-активных абонентов превысила 50%. В 2014 году объем data-трафика этих устройств будет составлять половину всего трафика мобильного интернета российских операторов, при этом доля модемов в структуре пользовательского трафика сократится до 49% с 64% в конце 2013 года.

  • Пользователи смартфонов в минувшем году увеличили долю в структуре data-трафика в сетях российских сотовых операторов — до 26% с 18%. Причина этого — эволюция сетей операторов, которые позволяют потреблять большие объемы трафика, в том числе видео-контента.

  • Вместе с ростом доли в структуре трафика, «умные» телефоны увеличили и долю в структуре общих доходов  операторов (включая голосовые, sms, мобильный интернет и др.) — до 53% на конец года, что на четыре процентных пункта больше, чем в первом квартале 2013 года.

  • Доля пользователей планшетов в структуре трафика в 2013 году увеличилась с пяти до девяти процентов, а в общих доходах операторов — с трех до четырех процентов.

  • Параллельно с укреплением позиций смартфонов сокращались интернет-трафик и доходы, генерируемые пользователями обычных телефонов от голосовых услуг, sms и data-сервисов. Общие доходы сотовых операторов, которые генерируются пользователями обычных телефонов, в четвертом квартале составили 33% в общей структуре доходов операторов, что на шесть процентов меньше, чем в начале года. Объем трафика, генерируемый владельцами телефонов, за год снизился с двух до одного процента.


«МТС намеренно делает ставку на мобильный интернет, среднегодовой темп роста которого, по нашим прогнозам, в России до 2016 года будет на уровне 16%.  Уже в следующем году, вместе с серьезной трансформацией в продажах, произойдет перелом в структуре трафика в сетях операторов — мы ожидаем, что к четвертому кварталу 2014 года суммарный трафик, генерируемый пользователями планшетов и смартфонов в России, превысит трафик модемов. Это станет возможным за счет роста использования бюджетных смартфонов, увеличения доли устройств с поддержкой сети LTE, а также эволюции сетей операторов связи до уровней DC-HSPA+ и LTE, которые за счет роста емкости смогут пропускать все большие объемы трафика. По нашим прогнозам, к концу 2014 года лишь четверть общих доходов российским операторам будут приносить владельцы обычных телефонов, две трети доходов будет приходиться на смартфоны и планшеты», — отметил вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. 

Общий объем рынка мобильных устройств в денежном выражении составил 230,7 миллиарда рублей. Темпы роста российского рынка мобильных устройств в 2013 году в денежном выражении сократились до 12,2% с 15,6% в 2012 году.

  • Общее количество проданных в России мобильных гаджетов по итогам 2013 года сократилось на  1,2 процента по сравнению с 2012 годом и составило 41,7 миллиона аппаратов. Объем рынка в штуках уменьшился за счет обычных телефонов — в 2013 году их реализовали на 25,2% меньше, чем в 2012 году – 22,02 миллиона устройств.

  • Количество смартфонов, проданных в России в 2013 году, достигло 19,7 миллиона — на 54,2% больше, чем в 2012 году. В натуральном выражении рынок смартфонов рос быстрее, чем в деньгах — выручка от продаж смартфонов за год увеличилась на 36,9%.

  • Продажи планшетов в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличились в 2,14 раза в штучном выражении, и в 1,6 раза — в денежном.

  • Замедление роста рынка мобильных устройств в денежном выражении — следствие возросшего спроса на смартфоны и обычные мобильные телефоны низкого ценового сегмента. Средний чек на проданный в России смартфон за год снизился на 11,2% и достиг отметки в 9564 рубля. При этом, больше половины проданных в минувшем году обычных телефонов — около 12,5 миллиона — стоят не дороже 1800 рублей. 


«Замедление темпов роста российского рынка гаджетов продолжится в 2014 году. Негативный прогноз заставит традиционных ритейлеров искать новые возможности для роста — как за счет диверсификации бизнеса, так и за счет активного развития интернет-торговли. По итогам 2013 года рынок продаж мобильных гаджетов превысил 230 миллиардов рублей, 14% из которых приходится на онлайн-продажи. К 2016 году этот рынок вырастет примерно на 10% до 254,4 миллиарда, а доля онлайн-продаж мобильных устройств вырастет в два раза до порядка 30% — то есть почти каждая третья покупка гаджета будет происходить через интернет. При этом рынок онлайн-продаж гаджетов будет расти более агрессивно, чем обычный онлайн-ритейл в целом, доля которого в общем объеме розничной торговли в России еще несколько лет не превысит одноцифровых значений», — заявил вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Вадим Савченко.

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети

Ключевые слова: МТС, торговые сети, смартфоны