Смольный и Совфед поменялись мобильными

Отмена «мобильного рабства», которое выражалось в невозможности сохранить номер при смене оператора, обострила борьбу между крупнейшими операторами связи. Как стало известно «Фонтанке», с лета 2014 года около 7,3 тыс. чиновников Смольного впервые начнет обслуживать МТС, который для победы в соответствующем заказе снизил цену на 77%. Их мегафоновские номера при этом останутся прежними. В Совете Федерации ситуация обратная — его членов с Нового года переводят с МТС на «Мегафон». Хотя некоторые наблюдатели считают: законодательные нововведения ни при чем — вопрос в лоббировании.

Поправки в закон «О связи» президент РФ Владимир Путин подписал в конце ноября. Идея изменений состоит в том, чтобы дать абонентам возможность сохранить свой мобильный номер при смене оператора. Такая возможность у абонентов появилась 1 декабря. А операторы, которые до 1 марта 2014 года не обеспечат переход своих клиентов к другим операторам связи, вынуждены будут их обслуживать бесплатно.

Возможность сохранения номера обострила отношения между мобильными операторами. И коснулось это не только обвинений в нежелании «отпускать» абонента, которые большая тройка засылает в Минкомсвязи в адрес друг друга. Как стало известно «Фонтанке», серьезные изменения произошли в области государственной корпоративной связи. Так, компания МТС с огромным снижением (с 37,5 млн до 8,5 млн рублей) выиграла заказ правительства Петербурга на обслуживание чиновников Смольного во втором полугодии 2014 года. Первое полугодие получил «МегаФон», обслуживавший представителей городской администрации долгие годы.

Как сообщили «Фонтанке» в МТС, сотрудники компании «чувствуют себя уверенно и видят для себя большой потенциал развития на петербургском корпоративном рынке». «МТС предлагает удобные гибкие тарифы, большое количество опций, позволяющих оптимизировать расходы наших клиентов на услуги связи, качественный сервис. Кроме этого, являясь крупнейшим телекоммуникационным оператором в России и странах СНГ, а также лидером российского рынка корпоративной связи, мы можем использовать эффект масштаба и предлагать своим клиентам выгодные условия обслуживания», — сообщили в фирме. При этом чиновники Смольного при желании смогут сохранить свои мегафоновские номера, отмечают в МТС.

В проигравшем заказ «Мегафоне» сообщили, что ситуацию не комментируют, но неофициально дали понять, что работать себе в убыток не хотят.

Компании МТС предстоит во втором полугодии 2014 года выдать не менее 7,3 тыс. сим-карт сотрудникам комитетов Смольного, районных администраций, государственных учреждений, агентств, инспекций. При этом каждая группа сотрудников должна быть подключена к отдельному тарифу. Пакет услуг «руководитель» (всего таких начальников 311) предполагает безлимитные звонки внутри сети, 3 тыс. бесплатных минут в месяц для звонков на городские номера и за пределы мобильной сети (при превышении этого показателя чиновник должен будет платить по 1,27 рубля за минуту), неограниченное количество SMS и MMS.

Стоит отметить, что, по условиям контракта, месячное обслуживание 311 руководителей обойдется бюджету в 474 тыс. рублей — 1,5 тыс. за каждого. При этом похожий по параметрам, согласно сайту МТС, стоит чуть больше — 1,8 тыс. рублей. Выходит, что тариф, предлагаемый заказчикам, дешевле, чем предлагает абонентам сам МТС. А при сниженной на 77% стоимости контракта вероятность окупаемости такого сотрудничества выглядит еще более сомнительной.

Более скромный пакет «менеджер», а таких 806 человек, предполагает ограничение общения с коллегами с абонентами других операторов до 600 минут в месяц, только 500 бесплатных SMS и 50 MMS. Пакет «сотрудник» (2761 человек) звонить на «левые» мобильные телефоны и городские номера будет за 1,27 рубля за минуту, столько же он заплатит за каждое SMS, а за мультимедийное сообщение — 4,24 рубля. Кто несет дополнительные расходы — пользователь сим-карты, его работодатель или заказчик — неясно. Можно предположить, что это зависит от того, какие договоренности у сотрудников Смольного.

Борьба за государственных корпоративных клиентов, как выяснилось, развернулась далеко не только в Смольном. Члены Совета Федерации, которых до сих пор обслуживал МТС, с января 2014 года переходят на «Мегафон». Соответствующий заказ на предоставление услуг до конца следующего года выиграл «Мегафон», предложив выполнить работы за 21,8 млн рублей (при начальной цене 29 млн рублей). Проигравшими стали МТС и «Вымпелком» («Билайн»).

Так сложилось, что рынок корпоративной связи всегда был консервативен. МТС, пришедший в Петербург из Москвы, в основном обслуживал федеральных чиновников в столице. А петербургских обслуживал «Северо-Западный GSM», с 2002 года переименовавшийся в «Мегафон». Но сейчас ситуация изменилась, МТС забрал у «Мегафона» чиновников Смольного, а «Мегафон» у МТС — членов Совета Федерации.

Дело в том, что ранее госзаказчики проводили конкурсы с требованием о переносимости номеров на других операторов, но законодательно такой переход был невозможен, - говорит гендиректор агентства Telecomdaily Денис Кусков. Поэтому избавиться от необходимости переносить номера на других операторов мог только тот из них, кто обслуживал чиновников в предыдущем периоде. Так, «Мегафон» был постоянным клиентом Смольного.

Снижение цены, с которым МТС пришел в Смольный, показывает, что целью компании было не заработать деньги, а любой ценой выйти на новый рынок. «Снижение с 37,5 до 8,5 млн рублей — это либо работа в убыток, либо в ноль. Чудес не бывает. Вопрос заключается в том, сможет ли МТС в Петербурге предлагать свои услуги другим госучреждениям. Если снижение будет таким же сильным, насчет прибыльности такого выхода на рынок у меня большие сомнения», — сказал Денис Кусков.

Гендиректор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин считает, что законодательные нововведения здесь ни при чем. «Это связано с лоббистскими возможностями операторов», — полагает он. У Смольного, например, была и есть техническая возможность организовать переадресацию номеров своих сотрудников, чтобы они не почувствовали перехода на другого оператора, поэтому законодательные тонкости никак на эту ситуацию не влияют, уверен Брюквин. «В то же время следует отметить, что сектор корпоративных клиентов для операторов играет большую роль, так как обеспечивает заметную долю выручки, - говорит он. - Поэтому бьются за клиентов».

Александр Аликин

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: МТС, МегаФон, MNP